Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лицейские вечера
Болдинская осень

Полонез танец

Ведущий 1. Выросло не одно поколение людей, "молодое, незнакомое", которое хотел увидеть Пушкин. Многое меняется в жизни, но не¬тленной осталась любовь народа к нему — талантливейшему русскому поэту, воплотившему в себе лучшие черты русского народа.

Ведущий 2. Кажется, все нам известно о жизни Пушкина. Но, перечитывая его произведения, мы открываем новые грани его творчества. Сегодня поговорим об осени в Болдино. И каждый задумается над вопросом: каков он — мой Пушкин? С чего начался для меня?

Ученик 19 октября 1811 г. в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Вольховский, Горчаков, Дельвиг, Корсаков, Кюхельбекер, Малиновский, Пущин, Пушкин... Встретились они впервые летом 1811 г., прожили вместе шесть лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея — 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи.

Ведущий 1. Каждый год, где бы ни был поэт, с лицейскими друзьями или оторванный от них, он празднует лицейскую годовщину. Так было и 19 октября 1825 г.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Ведущий 2. На уроках литературы говорилось о врагах Пушкина, о клевете, гонениях, которые омрачали каждый день жизни поэта. Но существовали, к счастью, друзья, и было их больше, чем врагов. Они предостерегали Пушкина от опасности, спешили на помощь. Они были первыми слушателями. Они печатали его новые вещи. Они приезжали в опальный домик в Михайловском, чтобы разделить с поэтом его вынужденное уединение.

Ведущий 1. Но самым милым, самым дорогим человеком для Пушкина стала Наталья Николаевна Гончарова. Пушкин, в декабре 1828 г живет в Москве и встречает юную красавицу на балу. Пушкин навсегда "огончарован".
Чтение наизусть. Ученик. Сонет "Мадонна"(1830 г.)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков,
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.
Пречистая и наш божественный спаситель
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Музыкальная минута. Номер.

Ведущий 2. 31 августа (12 сентября) 1830 г. Пушкин выезжает в ниже¬городское имение Болдино, переданное ему отцом в наследство. Нака¬нуне отъезда он писал в Петербург своему другу Плетнёву: ПУШКИН "Грустно, тоска, тоска... Свадьба отлагается день ото дня далее... Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе". Осмотревшись в Болдине, через несколько дней он снова писал Плетнёву: "Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал в деревню и отдыхаю... Соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается..." Ведущий 1. Пушкин никогда здесь не бывал, хотя предки его владели этими землями с XVI века. Поэт не собирался задерживаться здесь надолго — передоверил имущественные хлопоты писарю и заторопился в Москву. Но выехать из Болдино не удалось: надвигалась эпидемия холеры, вокруг устанавливались карантины. И неожиданно сидение наполнилось творческим подъемом.

Ученица (держит в руках букет из кленов) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Звучит «Осенняя песня» Чайковского.

Ведущий 2. Посмотрите на картину "Пушкин на садовой скамейке" художника Валентина Александровича Серова. Пушкин изображен сидящим на чугунной скамье в парке. Благороден облик поэта... Спокойное, сосредоточенное, одухотворенное лицо, сжатые руки, собранность фигуры.

Чтение наизусть фрагментов стихотворения "Осень" (1833) № 1, 5, 6
Ученик
Октябрь уж наступил -- уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад -- дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы

Ученица
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Ведущий 1. Осень — любимое время для творчества Пушкина. Для него творчество — утверждение жизни.
Ведущий 2. Поэту все дорого в природе. Он умел находить прелесть во всем, когда писал о природе. Белинский писал: "Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукой здесь, на Руси, на ее плоских однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах... Осень для него лучше весны или лета, и, читая эти стихи, вы не можете не согласиться с ним..."

Ведущий 1. Почти невозможно назвать какое-либо человеческое чув¬ство, которое не было бы отражено лирикой Пушкина. В этом смысле он, действительно, всеобъемлющ.
Ведущий 2. Пушкин — "поэт действительности". Вся его поэзия, а не только "Евгений Онегин" является подлинной энциклопедией русской жизни.
Звучит музыка. НОМЕР (НОКТЮРН ЧАЙКОВСКОГО)

Ведущий 1. После катастрофы на Сенатской площади в России происходили сложные процессы. Нарастало недовольство крестьян (голодные бунты, восстания в военных поселениях, восстание в Польше). Пушкин написал стихотворение "Перед гробницею святой'* (1831), где вспоминал о великой роли Кутузова в Отечественной войне 1812 года и обращался к нему с просьбой указать среди современных полководцев того, кто мог бы стать его преемником в тяжелое для России время:
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье,
Полком, оставленным тобой!
Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!

Ведущий 2. Лирика Пушкина интересна стремлением отражать сложность объективного мира. Включает моменты исторического, общекультурного и общечеловеческого характера.

Чтение "Бородинская годовщина"
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: "Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.

И что ж? свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русской штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир их манит вновь -
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет им похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном, хладном новоселье,
Под злаком северных полей!

Ведущий 1. … С благоговением входим в комнаты болдинского дома. экспозиция по¬могает перенестись в пушкинские времена. Большая зала с двумя угло¬выми печами. Круглый стол, диван, вдоль стен — кресла. Все, как в бар¬ских усадьбах XIX века. На стене портрет работы Кипренского. А вот еще одна комната. Большой письменный стол, на нем подсвечник, гусиное перо, раскрытая книга, исписанные листы бумаги. Сдвинуто в сто¬рону кресло, кажется, тот, кто сидел, склонившись над столом, только что вышел из комнаты и вот-вот вернется...

Ведущий 2. Представим себе за рабочим столом великого Мастера... В ночной осенней тишине старого дома поэт думал о смысле уходящей жизни.

Ученик читает наизусть "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы " (октябрь 1830 г.)
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...

Музыка…..

Ведущий 1. Раздвигая границы лирики, Пушкин включил пласты на¬родной жизни. Начало этого процесса восходит к годам Михайловской ссылки. Стихия народного творчества давала о себе знать то в песнях, сказаниях слепцов и странников , то в сказках няни. Пушкин вспоминал:
Мастерица ведь была
И откуда что брала;
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!

Ведущий 2. В записях Пушкина сказок Арины Родионовны находим: "Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву ни¬кого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском сук¬на оденет; третья, что с первого раза родит тридцать три сына. Царь же¬нился на третьей". А вот как звучит этот отрывок в сказке? Вопрос в зал!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
"Кабы я была царица, —

(предполагаемый ответ из зала)
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
"Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

Ведущий 1. Семейное счастье привлекают Пушкина. Исследователи отмечают, что "заветная мечта о доме" в жизненных планах Пушкина стала занимать большое место. Лесной терем богатырей — идеальная мечта русского крестьянина о счастливой жизни и мечта поэта о своем будущем. Не случайно Пушкин помещает в терем хозяйку. А жена поэта обладала качествами хорошей хозяйки.
Пушкин писал: "Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счеты, Ай-да хват баба! Что хорошо, то хорошо".

Ведущий 2. В "Сказке о рыбаке и рыбке" "свой дом" становится по¬казателем социального статуса: ветхая землянка — изба со светелкой — высокий терем — царские палаты — опять... землянка.

Ведущий 1. Максим Горький писал: "Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу".

Музыкальная пауза.

Ведущий 2. В период Болдинской осени наблюдается расцвет пушкин¬ской прозы. Пушкин создает "Повести Белкина". Тематика их разнообразна. Из прозы Пушкина вытекают многие явления русской литературы: "натуральная школа", тема "маленького человека", сатирическая проза.

Ведущий 1. В Болдине Пушкин создает шедевры своей драматургии — "Маленькие трагедии" ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы", "Каменный гость"). Пушкин выступил знатоком человеческих страстей, художником ост¬рых драматических конфликтов. Творческие результаты удивляли самого поэта. Не слу¬чайно, стремясь обрести новое вдохновение, Пушкин приезжает в име-ние осенью 1833 г. Он глава большого семейства. Подрастают дети. В Болдине завершил исторический труд "История Пугачева", создал поэмы "Медный всадник", "Анджело", повесть "Пиковая дама", пишет "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне", делает переводы бал¬лад Мицкевича. Так, осенью 1833 г. Пушкин пережил второй раз пору могучего творческого подъема.

Ведущий 2. Болдинской осенью закончен роман "Евгений Онегин", который писался восемь лет. Этот роман — самое задушевное произведение Пушкина. В нем нашли отражение размышления, взгляды, нравственный идеал поэта. В романе много строк, посвященных природе. Среди них замечательное описание осени, так любимой поэтом.

Чтение наизусть (глава 4, XL—XLI).
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 1. В сентябре 1834 г. Пушкин вновь приезжает в Болдино, но он занят хозяйственными хлопотами по делам отцовского имения. Пушкин написал лишь "Сказку о золотом петушке", где изобразил власть силы, мудрость без щедрости, красоту без добра.

Ведущий 2. Осень чудная. Эта тайна в истории нашей словесности до сих пор не разгадана: как мог один писатель произвести на свет столько великих созданий, что их хватило бы на целую литературу!

Ведущий 1. Пушкин в свое время заметил: "Переводчики — почтовые лошади просвещения". Справедливость подтверждается тем, что произведения Пушкина переведены на большинство языков мира.

Ученик. Вот пример английского перевода.

My ancle men of firm convictions...
By falling gravely ill, he's won
A due respect for his offictions —
Ihe only clever thing he's done...
(Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог..)

Ученик. А вот строфа из немецкого "Евгения Онегина".

Und Kurz vorm Fruhrot sank am Ende
Das mude Hanpt ihm auf die Hande,
Bein Stichwort ideal du mein
Schief Lcnskij still und leise em...
(И наконец перед зарею
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал.)

МУЗЫКА

Ведущий 2. "Для меня каждая осень — Болдинская осень". У каждого человека в жизни бывает своя Болдинская осень — успешная учеба, отличное образование, карьера, семья, здоровье. Дай Бог каждому иметь свою Болдинскую осень!


Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.