Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Экономика Центральной России
Интегрированный урок по истории-географии

Балакина Лейла Тойвовна, учитель географии
Клинова Елена Ивановна, учитель истории

Цель: Познакомить учащихся с историей формирования и современным уровнем развития экономики Центральной России

Задачи:

  1. Определить исторические особенности формирования хозяйства
  2. Выяснить влияние истории заселения и освоения территории на современную специализацию хозяйства
  3. Познакомиться с экономикой Центральной России, выявить основные ее черты
  4. Совершенствовать навыки чтения географических и исторических карт, анализа статистических материалов
  5. Продолжить работу над умением выявлять причинно-следственные связи

Оборудование: презентация, экономическая карта Центральной России, учебник географии для 9 кл., атласы по географии 8-9 кл., карты по истории освоения России

Вводное слово учителя географии (тема урока, цели).

Учитель истории: предлагает провести небольшое исследование на тему "Влияние истории на формирование современного хозяйства Центральной России".

Учебная деятельность учащихся:
1 этап - выдвигаются различные мнения-ответы на вопрос учителя:
Какие исторические события могли оказать заметное влияние на экономику региона в различные временные периоды истории России?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • феодальная раздробленность Руси в ХП-ХШ веках;
  • увеличение территории государства;
  • реформирование государства при Петре Великом;
  • отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70гг.ХIХ века;

Выдвинуты 4 гипотезы:
Формируется 4 творческих группы (количество зависит от численности учеников в классе и количества выдвинутых гипотез)

Ученики получают задание:
Каждая из них с помощью исторических карт и документов прослеживает влияние данного исторического события или исторического процесса на развитие хозяйства региона.

На исследование и подготовку сообщений от каждой группы дается 10- 20 минут.

Далее каждая группа выступает со своим подготовленным сообщением. При этом используются слайды.

Слайд 1 - карта периода феодальной раздробленности.

После выступления учащихся на экране появляются примеры:

  • Новгородское княжество - торгово-ремесленный центр,
  • Владимиро - Суздальское княжество -земледельческий центр,
  • Черниговское и Северское княжества - торгово-скотоводческий центр.

Слайд 2 - карта периода объединения земель вокруг Москвы.

После выступления учащихся на экране появляются доказательства того, что с ростом территории России, а позже - с превращением ее в империю, увеличивается ресурсно-сырьевая база для развития промышленности Центральной Росси

Слайд 3 - карта России 18 века.

После выступления учащихся на экране появляется вывод:
В этот период исторического развития России в Центральной части получили развитие новые отрасли промышленности: текстильная, металлургическая, металлообрабатывающая.

Слайд 4 - карта России 19 века.

После выступления учащихся на экране появляется перечисление новых черт экономического развития центральной части европейской России:

  • формируются промышленные районы: Центральный, Южный, Уральский и др.;
  • активно формируется инфраструктура;
  • новый импульс получают отрасли производства: пищевая, текстильная;
  • развивается металлообрабатывающая промышленность.

Учитель истории подводит учащихся к выводу::

  1. исторические события и процессы действительно оказывают влияние на экономическое развитие страны;
  2. раннее историческое заселение и освоение региона отразилась на его современном экономическом состоянии, на его специализации.

Происходит переход к следующей части урока.
"Хозяйство Центральной России"

Учитель географии предлагает задание:
"Используя текст учебника (тема "Хозяйство"), назовите факторы, которые повлияли на формирование современного хозяйства региона?"

Беседа с учащимися:

  • раннее освоение территории;
  • выгодное ЭГП, в т.ч. столичное положение Москвы;
  • природные ресуры, прежде всего железные руды КМА;
  • транспортная освоенность региона;
  • наличие трудовых ресурсов;
  • использование импортного сырья и энергии;
  • старопромышленный характер экономики;
  • военно-промышленный комплекс;
  • квалифицированные кадры;

Слайд 5 отражает список названных факторов.

Вопрос учащимся: "Какие из перечисленных факторов являются новыми, т.е. стали играть заметную роль только во второй половине ХХ века?"
Правильный ответ: железные руды КМА, военный комплекс, концентрация квалифицированных кадров.

Задание учащимся:
"Используя таблицу приложения в учебнике (табл. "Отраслевая структура производства промышленной продукции в районах Российской Федерации"), экономическую карту, назовите ведущий комплекс экономики"
Правильный ответ: машиностроение - 32% всей пром.продукции.

Задание учащимся:
Используя слайды 6-7 "Машиностроение", назовите отрасли машиностроения и районы их размещения.
Ответы: станкостроение, транспортное, тяжелое, военное, приборостроение, электронное.
Основные центры: Москва, Н.Новгород, Иваново, Рязань, Смоленск, Воронеж, Белгород, Тверь, Подмосковье.

Задание учащимся:
Используя текст учебника, назовите особенности машиностроительного комплекса.

Учитель:
Машиностроительный комплекс дополняют отрасли, которые выпускают конструкционные материалы. Назовите их.
Ответы: металлургия, химико-лесной комплекс.

Задание учащимся:
Используя слайд 8 "Металлургия", назовите отрасли, факторы и районы размещения.
Ответы: черная и цветная металлургия, на базе железорудных месторождений КМА и металлического лома.
Основные центры: Липецк, Старый Оскол и Тула.

Задание учащимся:
Какой современный способ получения стали используется на Cтарооскольском комбинате?
Правильный ответ: способ получения стали - электрометаллургический.

Задание по слайду 9:
Перечислите отрасли химии, продукцию и особенности химического комплекса данного региона.
Ответы: Химия органического синтеза, химия полимеров, производство удобрений. Химическая промышленность выпускает химические волокна, каучук, шины, пластмассы, удобрения, бытовую химию. Особенность - многоотраслевой состав, преобладание сложных отраслей, использование привозного сырья, размещение предприятий практически во всех районах Центральной России.

Учитель:
Одной из старейших отраслей в регионе является текстильная, она стала развиваться одна из первых (слайд 10).

Задание учащимся:
Используя текст учебника, назовите особенности развития этой отрасли сейчас. Какие проблемы возникли в текстильном производстве? Какой выход из сложившейся ситуации вы можете предложить?

Учитель:
Кроме названных отраслей в регионе получили развитие отрасли, которые играют вспомогательную роль, они обслуживают основные. Энергетика представлена в Центральной России различными электростанциями: ТЭС, АЭС, ГЭС. Назовите крупнейшие электростанции, используя экономическую карту. На каком сырье они работают? Также в регионе сложился мощный инфраструктурный комплекс, развиты все виды транспорта и связи, высок уровень сферы услуг. Приведите примеры.

Агро-промышленный комплекс Центральной России достаточно высоко развит, является многоотраслевым и крупнейшим производителем молока, мяса, картофеля, льна, яиц. Убедимся в этом, используя статистические данные таблицы в приложении учебника.

Заключение:
Мы рассмотрели отрасли хозяйства Центральной России. Теперь выделим отрасли специализации и отметим наиболее существенные черты хозяйства региона (по слайду 11).


Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.