Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Координатная плоскость

Савина Наталья Леонидовна,
учитель математики

Цели урока:
  1. Методические:
    • Напомнить учащимся все термины, связанные с декартовыми прямоугольными координатами на плоскость (абсцисса, ордината, ось абсцисс, ось ординат, начало координат, координатные углы).
    • Предложить учащимся алгоритмы: а) отыскание координат точки на плоскости; б) построение точки по ее координатам.
  2. Психолого-педагогические:
    • Создать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.
    • Помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями.

Cамостоятельная работа по теме: "Координатная прямая" (слайд №2):
(Выполняется на отдельных листочках)

  1. Существуют ли целые числа принадлежащие промежутку (0,1) [3,5, 4) [2,2) (7,5, 8]
  2. Постройте геометрическую модель числовых промежутков: (-5,-3); (-?,7]; (3,+? )
  3. Запишите числовые промежутки, соответствующие данным аналитическим моделям: 2 < x < 4, x ? 10, x < 0, 3 ? x < 5

Основная часть:
Вопрос классу: Какие слова связанные с понятием "координатная плоскость" вы знаете? (слайд №3)
Ответы учащихся могут быть оценены, по усмотрению учителя.
Далее формулируются цели урока (слайд №4)

Рассмотреть понятия:

  • Прямоугольная система координат.
  • Абсцисса и ордината точки.
  • Квадранты системы координат.

Если учащиеся не вспомнили, кто был создателем метода координат, то можно задать следующий вопрос: "Кто создал метод координат?".

Историческая справка (слайд №5):
Для того чтобы задать координаты любой точки на плоскости, потребовался переворот в математике. И его совершили в 17 веке французские математики Пьер Ферма и Рене Декарт.

Описание применения координат дал в книге "Геометрия " в 1637г. Р. Декарт, поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой. Слова "абсцисса", ордината", "координаты" первым начал использовать в конце XVII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Созданный Декартом метод координат позволил определить положение любой точки на плоскости. Таким образом любой точке на плоскости соответствуют два числа - координата по оси "О икс" и координата по оси "О игрек".

Как же узнать эти координаты?
Об этом мы и поговорим дальше.

Далее рассматривается определение координатной плоскости. (слайд №6)
Учащимся задается вопрос: "Что необходимо выполнить, для того чтобы задать координатную плоскость?"

В любой координатной плоскости мы можем выбрать точку. Как определить положение точки в данной координатной плоскости? (слайд №7)

Что такое абсцисса? Что такое ордината? №758 (устно)

Может быть, кто-нибудь сможет рассказать алгоритм нахождения координат точки.

Задания:

  1. Построить в тетрадях координатную плоскость
  2. Построить 3 точки, имеющие абсциссу 5. (Как расположены эти точки? Сколько точек с абсциссой равной 5 можно построить? Где расположены эти точки? Абсцисса любой точки расположенной на прямой параллельной оси y удовлетворяет условию x=5. Говорят, что x=5 - уравнение прямой.)
  3. Построить 3 точки, имеющие ординату 3. (Вопросы повторяются. y=5 - уравнение прямой.)
  4. Построить точку М имеющую абсциссу 5, ординату 3

А как построить точку М(a;b)? (слайд №8)
Алгоритмы зачитываются вслух.

Любая плоскость координатными прямыми делится на 4 части - 4 координатных угла (4 четверти, 4 квадранта). Для удобства все координатные углы пронумерованы.

Далее идет обсуждение знаков абсциссы и ординаты в квадрантах, а также координат точек лежащих на осях. (слайд №10)
№759 (а, б)

Соревнование художников по вариантам (желательно, чтобы учащиеся имели уже готовые координатные плоскости).

Проверка рисунков

Подведение итогов урока, домашнее задание, выставление оценок.


Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.