Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
"Живой как жизнь"

Мещерякова Наталья Александровна,
учитель мифологии и латинского языка

Цель:
  1. Познакомить учащихся с понятием жизнь языка
  2. Показать жизнь русского языка
  3. Выявить влияние латинского языка на русский

Изучаемы вопросы:

  1. Жизнь языка
  2. Заимствование корней и рождение новых слов
  3. Заимствование префиксов и образование новых слов с их помощью
  4. Влияние на правописание

I. Организационный момент

II. Изучение нового учебного материала

    1) Жизнь языка

Беседа.
Обсуждаемые вопросы: (Слайд 1)

  1. На экране вы видите тему сегодняшнего урока. Как вы думаете о чем это? Как понимаете?
  2. Цель урока определяет эпиграф. Это пословица на латинском языке. Как вы ее понимаете?
Любое слово содержит в себе внутренний смысл, о котором мы даже не знаем.(На экране звездное небо.) Например, слово каникулы. (Рассказ о происхождении от лат. Canis – собака).

    2) Заимствование корней и рождение новых слов

Таких слов - огромное количество. Но есть слова, о происхождении которых мы знаем, догадываемся. (Слайд 2) Например, от латинского корня aqua вода. Вспомните как можно больше русских слов с этим корнем. (Игра «У кого больше слов?)
Какие из этих слов возникли в последние годы? (Слайд 3)
Отчетливо видно, что язык живет, рождает новые слова.
Задание обратное. Даны русские однокоренные слова. Найдите латинский корень. Определите его перевод. ( у трех групп разные слова.) Проверка.

    3) Заимствование префиксов и образование новых слов с их помощью

Комментарий каждой группы слов. (Слайд 4) Из каких языков пришли в русский язык эти слова с латинским корнем. (педикюр, маникюр, манжета из фр.яз., мануфактура, секьюрити из англ.яз. и т.д.)
Некоторые из этих слов состоят из двух латинских корней. Однако язык заимствует не только корни, но и префиксы.

    4) Влияние на правописание

(Слайд 5) Дан список латинских префиксов и несколько латинских глаголов. Вспомните, составьте русские слова из данных корней и приставок. Определите значение приставки.
Проверка и комментарий.
(Слайд 6) Знание латинских корней и приставок очень помогает в написании слов, восходящих к ним. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание, опираясь на латинский язык. Слова-первоисточники даны в разбивку, как и их перевод.
Проверка и комментарий.
Знание латинского языка помогает также понять значение слов. Объясните значение следующих слов исходя из латинских дериватов. Какие еще слова произошли от слова servus? Какие и них появились недавно? Какое используется крайне редко?

III. Закрепление нового учебного материала

Объясните почему русский язык живой, используя примеры сегодняшнего урока.
Почему же латинский язык мертвый, ведь его корни очень активно используются многими языками?

IV. Подведение итогов

Дополнительное задание. (Слайд 7)

Раздаточный материал

«Живой как жизнь» К. Чуковский1
Nomen est omen
Слово – это предзнаменование

  1. Определите латинский корень и переведите его:
    Велосипед
    Педаль
    Пьедестал
    Педикюр
    Экспедиция

  2. Составьте слова, используя латинские префиксы и основы следующих глаголов. Объясните значение префиксов.
    Presso давить
    Pono, posui, positum класть
    Латинские префиксы и их значения
    • In, im
    • Ex
    • Trans
    • De
    • Com
    • Re

  3. Найдите слово-источник и его перевод, объясните правописание слов, опираясь на латинский язык:
    М…раль Vestibulum Нрав, обычай
    К…мпания (дружеская) Origo, originis Поле битвы
    К…мпания (военная) Terror Земля
    Ор…гинал Panis Ужас, страх
    В…ст…бюль Terra Хлеб
    Тер…аса Mos, moris Начало,происхождение
    Тер…ор Campus Преддверие

  4. Объясните лексическое значение слова, опираясь на латинский язык:
    Паритет
    Конфиденциальный
    Пацифист
    Капитальный
    Cервилизм
    Par, paris – равный
    Confidentia – доверие
    Pax, pacis - мир
    Caput, capitis – голова
    Servus - раб

  5. Найдите соответствующий перевод:
    Falsus in uno, falsus in omnibus. Все свое ношу с собой.
    Repetitio est mater studoirum. Владеть собой – наивысшая власть.
    Fortuna caeca est. Солгавший в одном, лжет во всем.
    Omnia mea mecum porto. Удача слепа.
    Imperare sibi maximum imperium est. Повторение – мать учения.

«Живой как жизнь» К. Чуковский2
Nomen est omen
Слово – это предзнаменование

  1. Определите латинский корень и переведите его:
    Мануфактура
    Мануальный
    Манускрипт
    Манипулировать
    Маникюр
    Манжета

  2. Составьте слова, используя латинские префиксы и основы следующих глаголов. Объясните значение префиксов.
    Pono, posui, positum класть
    Porto везти
    Латинские префиксы
    • In, im
    • Ex
    • Trans
    • De
    • Com
    • Re

  3. Найдите слово-источник и его перевод, объясните правописание слов, опираясь на латинский язык:
    М…раль Vestibulum Нрав, обычай
    К…мпания (дружеская) Origo, originis Поле битвы
    К…мпания (военная) Terror Земля
    Ор…гинал Panis Ужас, страх
    В…ст…бюль Terra Хлеб
    Тер…аса Mos, moris Начало,происхождение
    Тер…ор Campus Преддверие

  4. Объясните лексическое значение слова, опираясь на латинский язык:
    Паритет
    Конфиденциальный
    Пацифист
    Капитальный
    Cервилизм
    Par, paris – равный
    Confidentia – доверие
    Pax, pacis - мир
    Caput, capitis – голова
    Servus - раб

  5. Найдите соответствующий перевод:
    Falsus in uno, falsus in omnibus. Все свое ношу с собой.
    Repetitio est mater studoirum. Владеть собой – наивысшая власть.
    Fortuna caeca est. Солгавший в одном, лжет во всем.
    Omnia mea mecum porto. Удача слепа.
    Imperare sibi maximum imperium est. Повторение – мать учения.

«Живой как жизнь» К. Чуковский3
Nomen est omen
Слово – это предзнаменование

  1. Определите латинский корень и переведите его:
    Прокурор
    Аккуратный
    Маникюр
    Педикюр
    Курорт
    Куратор
    Секьюрити

  2. Составьте слова, используя латинские префиксы и основы следующих глаголов. Объясните значение префиксов.
    Presso давить
    Puto думать
    Латинские префиксы
    • In, im
    • Ex
    • Trans
    • De
    • Com
    • Re

  3. Найдите слово-источник и его перевод, объясните правописание слов, опираясь на латинский язык:
    М…раль Vestibulum Нрав, обычай
    К…мпания (дружеская) Origo, originis Поле битвы
    К…мпания (военная) Terror Земля
    Ор…гинал Panis Ужас, страх
    В…ст…бюль Terra Хлеб
    Тер…аса Mos, moris Начало,происхождение
    Тер…ор Campus Преддверие

  4. Объясните лексическое значение слова, опираясь на латинский язык:
    Паритет
    Конфиденциальный
    Пацифист
    Капитальный
    Cервилизм
    Par, paris – равный
    Confidentia – доверие
    Pax, pacis - мир
    Caput, capitis – голова
    Servus - раб

  5. Найдите соответствующий перевод:
    Falsus in uno, falsus in omnibus. Все свое ношу с собой.
    Repetitio est mater studoirum. Владеть собой – наивысшая власть.
    Fortuna caeca est. Солгавший в одном, лжет во всем.
    Omnia mea mecum porto. Удача слепа.
    Imperare sibi maximum imperium est. Повторение – мать учения.



Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.