Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Куприн А.И. "Чудесный доктор"

Пахотова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Цель:
  1. Познакомить с художественными особенностями рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»
  2. Познакомить с эпическим жанром рождественского рассказа
  3. Воспитать гуманное отношение к людям
  4. Подвести к термину «контраст» в литературном произведении

I. Организация класса (Слайд 1)

II. Тема урока. Год написания рассказа и его название (Слайд 2)

III. Несколько слов об авторе и его творчестве. Записать в тетради годы жизни писателя (Слайд 3)

IV. Совсем недавно мы с вами встретили самые любимые, удивительные и волшебные праздники: Новый Год и Рождество. И вы помните, что на самом первом уроке после каникул я просила вас нарисовать что-нибудь, связанное с этими праздниками. Конечно, все ваши работы мне очень понравились, но особенное внимание я обратила на работы Саши Лоцман (Слайд 4) и Вики Каракай (Слайд 5), потому что девочки изобразили в своих рисунках, пожалуй, главный символ Рождества – елку.

V. (Слайд 6) А теперь давайте поразмышляем. Мы с вами любим эти праздники. Подумайте и запишите в тетрадях ответ на вопрос: О чем вы думаете, когда слышите слово Рождество? Запишите 4-5 слов, понятий, которые вам сразу пришли на ум.
Проверяем, что у вас получилось.
А теперь я подытожу, что же для нас Рождество: подарки, елка, праздник, угощение, рождение Христа

VI. (Слайд 7) Действительно, очень важно то, что Рождество – это религиозный праздник. Перед вами – иллюстрация из Библии. Здесь показан момент появления на свет Иисуса Христа. Мы с вами недавно говорили о Библии, и вы, конечно, знаете и помните, что рождение Христа – сына Бога – было спасением для человечества. Поэтому и праздник этот наполнен особым смыслом. Именно в этот праздник происходят добрые, необычные, волшебные вещи.

VI.(Слайд 8) Все, о чем мы с вами сейчас говорили, непосредственно связано с нашим рассказом; потому что он принадлежит к жанру рождественского рассказа. Запишите в тетрадях признаки жанра рождественского рассказа.

VII.(Слайд 9) Дома вы все прочитали рассказ. Возможно, вам встретились незнакомые слова, так как рассказ был написан более 100 лет тому назад. Я вам предложила несколько слов, которые могли быть вам непонятны.

VII. С чего начинается повествование?
С каким чувством мальчики рассматривают витрины, еду? Как вы думаете, почему?
Что видят мальчики по дороге домой? Найдите описание праздничного города.

(Слайд 10) Итак, рассказ не случайно начинается с описания праздничного города. Мы чувствуем и видим красивый, нарядный, предрождественский город, и вот-вот наступит Рождество.
Но мальчики возвращаются домой. Где они живут?

(Слайд 11) (Учитель зачитывает отрывок с описанием подвала).
Подумайте, что почувствовали мальчики, когда вернулись домой?
О чем спрашивала мама мальчиков?
Куда мама отправляла мальчиков? Чем закончилась попытка ребят отдать письмо?
Какие же несчастья случились в семье Мерцаловых? Подумайте, почему мы узнаем о них в середине рассказа?
Куда забрел Мерцалов? Зачем?

(Слайд 12) Что решил сделать Мерцалов? (Прочитайте).
Почему? Одобряете ли вы его решение? (Прочитайте).
Почему незнакомец в парке подсел на скамейку к Мерцалову?
Почему Мерцалов начинает кричать?
Почему незнакомец не испугался « беспорядочных, озлобленных криков»? Почему старался «проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души»?

(Слайд 13) Так чем же помог профессор Пирогов? Найдите в тексте.
Подумайте, что же произошло с семьей Мерцаловых в тот необыкновенный вечер в канун Рождества? (Чудо).

(Слайд 14) Посмотрите, как определяет это слово В.И. Даль в своем словаре.

(Слайд 15) И вот мы подошли с вами к 5 цифре признака рождественского рассказа. Это рождественское чудо.

(Слайд 16) И в связи с этим согласны ли вы с утверждением, которое вы видите на экране? Объясните свою точку зрения. Запишите ответ в тетради.

(Слайд 17) Запишите домашнее задание.

(Слайд 18) Урок окончен. Всем спасибо.


Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.