Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Виды односоставных предложений
Определенно-личное предложение

Сарафанова Екатерина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы

Цель:
  1. Повторить односоставное предложение
  2. Познакомиться с определённо-личным предложением, способами выражения сказуемого в данном предложении
  3. Формировать умение анализировать текст, развивать внимание к слову
  4. Учить сравнивать, сопоставлять и делать выводы

I. Оргмомент

II. Запишите текст. Найдите и подчеркните грамматические основы

…Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи елей, сияет огромное и удивительно нежное небо.

И. А. Бунин.

Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ, по наличию главных членов предложения.
Вывод. Какие предложения мы называем односоставными?
Как вы думаете, на какие две группы их можно поделить?

Слайд: Односоставное предложение (схема).

Читаем, переносим в тетрадь для опорных конспектов.

III. Слайд с текстом на фоне пейзажа.

Прочитайте текст. Какая речевая ошибка в нём допущена? Как её можно исправить? Спишите, опуская местоимение "я" (Заменить текст, убрав "я").

Раннее утро… Я просыпаюсь и на цыпочках выхожу в палисадник. Я иду вдоль реки навстречу её течению. Я выхожу на просторную луговину. Здесь растут деревья. Я любуюсь просыпающейся природой.

Заменить текст, выделив окончания глаголов.

Подчеркните грамматические основы. Какие это предложения по наличию главных членов? Какой формой глагола выражено сказуемое? Почему в этих предложениях не нужно подлежащее?

Слайд: Способы выражения сказуемого в определённо-личном предложении.

Читаем. Переносим в тетрадь для опорных конспектов.

IV. Как определить в тексте, что перед нами определённо-личное предложение?

Слайд: Проверь себя.

Люблю осеннее ненастье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловянным дорогам, по кислому суглинку и сырой листве.
Целый день, не зная устали, брожу по узеньким тропкам. Едва волочу усталые ноги. А пробежит день - другой, без следа испарится усталость и снова отправляюсь в нехоженые дали открывать лучезарную красоту родного края.

Слайд: Разговорный стиль речи (найти картинку).

  1. - Ты пирог съел?
    - Нет, не я.
    - А ещё хочешь?
    - Хочу.
  2. - Лень, отвори дверь, сгоришь!
    - Хоть сгорю, да не отворю!

Найдите определённо-личные предложения, докажите свою точку зрения.
Почему этот вид предложений часто употребляется в разговорном стиле речи?

Слайд: стилистическая роль определённо-личных предложений в тексте.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар; вместе с росой падает алый блеск на поляны. Пора домой, в деревню, в избу, где ты ночуешь. Закинув ружьё за плечи, быстро идёшь, несмотря на усталость… А между тем наступает ночь. Внизу уже мелькают огоньки деревни. А вот и изба, свозь окошко видишь стол, покрытый скатертью, горящую свечу, ужин.

Найдите определённо-личные предложения. Как меняется восприятие текста в связи с употреблением в нём определённо-личных предложений?

Слайд: Домашнее задание.
Закончить текст, употребив в нём несколько определённо-личных предложений.




Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.