Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Тем, кто не желает читать Маяковского

Бондарь Олеся Борисовна,
Заместитель директора по учебной работе
(среднее и старшее звенья)

Владимир Владимирович Маяковский… Читатели старшего поколения хорошо знают "агитатора, горлана, главаря" и сразу вспоминают:

Я всю свою
Звонкую силу поэта
Тебе отдаю, атакующий класс…
Партия и Ленин -
близнецы-братья, -
кто более
матери истории ценен?
Мы говорим Ленин,
подразумеваем - партия,
Мы говорим партия,
подразумеваем Ленин…
Читаете,
завидуйте,
Я -
гражданин
Советского Союза!

Школьники тоже вспоминают: "Знаем, знаем, что-то про широкие штанины и про паспорт. И еще все это непонятно и как-то коряво".

Как преодолеть сложившиеся стереотипы? Как убедить, что Маяковский - талантливый поэт? Проникновенный лирик? Поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения? Мне кажется, разговор нужно повести по-другому. В мастерской. Обязательный элемент мастерской - осознание конфликта. В мастерской человек сам строит свой путь познания, а главное - переживает добытые знания.

  1. Пишем слово "новояз" и подбираем к нему смысловые ассоциации. Получаем приблизительно следующее: новый язык, новое искусство, новое слово, новый мир, новое мышление, будущее.
  2. Обязательное условие работы в мастерской - выступление всех участников. Учащиеся слушают своих одноклассников и записывают понравившиеся слова. Этот прием называется социализацией. Социализация проводится на каждом этапе мастерской.

    Предлагаем выписать из следующих ниже высказываний ключевые слова.

    Б. Л. Пастернак говорил об этом поэте: "…новизна времени была … в крови. Весь он был странен странностями эпохи. Он с детства был избалован будущим".

    М. И. Цветаева была убеждена, что "Маяковский - первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нем ничего".

    Получаем следующее: новизна времени, избалован будущим, новый человек, новый мир, первый, грядущий.

    Итак, начало есть. Мы включились в творческий процесс и подготовились к восприятию нового слова.

  3. Слушаем стихотворение "Ночь". Просьба к учащимся - прислушаться к чувствам, которые возникнут у них во время чтения стихов.
  4. Читаем несколько раз, а затем определяем, какие чувства у нас вызвало стихотворение или определяем свои впечатления.

    Получаем, например: страх, ужас, пестрота, страдание, одиночество.

    Учащиеся слушают своих одноклассников. Мы просим записывать понравившиеся слова и фразы, с тем, чтобы использовать их в дальнейшей работе. Часто "Ночь" вызывает агрессию, чтобы преодолеть это чувство, нужно нарисовать стихотворение. Устраиваем выставку рисунков. Все представленные работы объясняются (это может сделать автор или кто-либо из участников мастерской).

  5. Пишем слово "Нате!" и подбираем к нему ассоциации.

  6. Получаем примерно: пощечина, удар, вызов, дайте, плевок, возьмите.

    Слушаем стихотворение "Нате!"
    Задание группам: определить основные образы стихотворения.
    Получаем обычно: Я, поэт, Они, толпа.

    После того, как свое мнение выскажут все группы, читаем стихотворение несколько раз, выписываем слова, определяющие названные образы. Получаем следующую запись:

    Я, поэт
    бесценных слов и мот транжир,
    бабочка поэтиного сердца,
    грубый гунн, открыл
    столько стихов-шкатулок
    захочу и плюну.
    Обрюзгший жир, устрица, грязные,
    Они, толпа
    Толпа звереет, ощетинит лапки,
    Стоглавая вошь
  7. Читаем отрывок из поэмы "Облако в штанах":
  8. "Вашу мысль,
    мечтающую на размягченном мозгу,
    как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
    буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
    досыта издеваюсь, нахальный и едкий…
    …Не верю, что есть цветочная Ницца!
    Мною опять славословятся
    Мужчины, залежные как больница,
    И женщины, истрепанные как пословица."
    Получаем следующее:
    Я, поэт
    Окровавленный сердца лоскут,
    нахальный и едкий, в душе ни
    одного седого волоса, красивый
    двадцатидвухлетний.
    Они, толпа
    размягченный мозг, выжиревший лакей
    на засаленной кушетке,
    чинная чиновница.
    Проводим социализацию.
  9. Манифест футуристов заключает этот этап работы.

  10. Задание: выписать ключевые слова.
    См.: "Пощечина общественному вкусу"
           (Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В.
                                                           Хлебников. М., 1912 г.)

  11. Весь собранный материал позволяет перейти к первому варианту сочинения
  12. "Слово о Владимире Маяковском". Такая работа формирует навык письма, развивает воображение, дает эмоциональный всплеск. Сочинения получаются разные, некоторыеученики по-прежнему не воспринимают Маяковского, но многие отмечают необычные метафоры, яркие и точные эпитеты, более понятным становится мир поэта. Звучат все сочинения. Мы просим записать понравившиеся слова и фразы, они будут необходимы при создании второго варианта сочинения.

  13. Читаем стихотворение "Скрипка и немножко нервно". Обычно оно вызывает сильные чувства, поэтому мы записываем слова, выражающие эти чувства, а также понравившиеся слова.
  14. Результат проведенной работы приблизительно такой: удивление, нежность, встреча родственных душ, любовь, открытие, я - хороший, враждебный человеку мир, мы ужасно похожи.

    Высказываются все участники мастерской.

  15. Аналогичная работа проводится со стихотворением "Хорошее отношение к лошадям".
  16. Последняя работа - второй вариант сочинения, теперь оно называется

"Для тех, кто не желает читать Маяковского".

Происходит то, что французские методисты называют разрывом, в работах появляется совсем другой Маяковский.

"Иначе говоря, бабочка поэтиного сердца прикрывается броней, скрывается от грязной толпы. И чтобы не обидели, не посмеялись, нужно ударить первому, нужно оскорбить самому. Мир страшный и враждебный человеку и поэту, но есть те, кто нуждается в защите. Те кого он может спасти".

10. Работа в мастерской заканчивается рефлексией, которая позволяет оценить итоги собственного труда, обменяться мнениями, определить свое отношение к поэту.


Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.