Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Книга печального смеха

Бондарь Олеся Борисовна,
Заместитель директора по учебной работе
(среднее и старшее звенья)

К. Чуковский писал: "Получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые бы не знали их наизусть. Он попал, так сказать, в нерв эпохи, и эпоха закричала его голосом". К. Куприна отмечала: "Он все видел и замечал в преломлении своего беспощадного и своеобразного юмора". В. Маяковский заявлял: "Поэт почитаемый - Саша Черный. Радовал его антиэстетизм".

С прозой Саши Черного учащиеся уже знакомы, а вот стихи... Как стихи будут восприняты? Маяковского радовал антиэстетизм поэта, а у современных школьников это вызывает агрессивное неприятие. Традиционная методика урока здесь не подходит, поэтому обращаемся к технологии педагогических мастерских.

I. Индуктор помогает не только включить воображение, создать определенный эмоциональный настрой, но и создает информационный запрос.

  1. Пишем слово "сатира" и подбираем к нему по ассоциации слова. Получаем: смех, издевательство, насмешка, ирония, гротеск, сказки Салтыкова-Щедрина и т.д. Прочитываются все записи, индивидуальные списки дополняются понравившимися словами из работ одноклассников.

  2. Пишем слово "лирика" и подбираем к нему по ассоциации слова. Получаем примерно: нежность, поэзия, песня, душа, любовь и т.д.

  3. Используя слова двух списков, составляем высказывание. Кажущееся на первый взгляд легким задание вызывает некоторые сомнения: можно ли объединить сатиру и лирику? Сомнение разрешается следующим образом: высказывание строится как противопоставление сатиры и лирики.

Теперь, когда сработал индуктор и ребята включились в творческий процесс, мы можем задать вопрос: "Знаете ли вы поэта, который смог бы объединить в своих стихах сатиру и лирику?" К глубочайшему сожалению, ответа на этот вопрос не получаем.

II. Саша Черный "Сатиры и лирика". На этом этапе мастерской работа ведется в группах.

  1. Для чтения и обсуждения предлагаются стихотворения "До реакции", "Четыре нравственных урода", "Балбес", "Книжный клоп, давясь от злобы…", "Стилисты", "Рождение футуризма", "Сиропчик", "Обстановочка", "Пробуждение весны", "Песенка о поле".

    Задание:

    • доказать, что предложенные стихотворения, сатира;
    • прочитать наиболее понравившееся стихотворение.

  2. Для чтения и обсуждения предлагаются стихотворения "Я конь, а колено - седельце", "Белая колыбель", "В море", "Возвращение", "Сумерки", "Мой роман", "На пруду", "Еле тлеет погасший костер".

    Задание:

    • доказать, что предложенные стихотворения, лирика;
    • прочитать наиболее понравившееся стихотворение.

    Работа идет легко, ребята быстро находят нужные доказательства (традиционные темы сатиры и лирики, особенности лексики, изобразительные средства языка).

  3. Звучит стихотворение "Городская сказка". Для чтения и обсуждения предлагаются стихотворения "На Невском ночью", "Молитва", "Любовь должна быть счастливой…", "Вид из окна", "Городской романс", "Окраина Петербурга".

    Задание:

    • определить, лирическими или сатирическими являются эти стихотворения;
    • доказать, опираясь на текст.

    Обсуждение становится бурным, но выводы получаются следующими: данные стихотворения "сатирическая лирика", "лирическая сатира", "ни сатира, ни лирика".

    Происходит то, что французские коллеги называют кульминацией творческого процесса, - разрыв. Разрыв - новое видение, новое осознание явления. Появляется информационный запрос, обращаем учеников к справочным материалам и предлагаем выбрать те высказывания, которые наиболее соответствуют сложившемуся о поэте и его творчестве мнению. Обычно выбирают высказывание Саши Черного: "Я имел смелость думать, что даже если в одном стихотворении сольются и юмор, и сатира, и лирика, то и пусть (в жизни это на каждом шагу)…".

  4. Последний этап работы - сочинение. Составить сборник произведений Саши Черного и написать к нему предисловие.

  5. Мастерская заканчивается рефлексией, которая позволяет каждому определить свое отношение к поэту и его творчеству, оценить итоги собственного труда, обменяться мнениями.



Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.