Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Лаборатория ИКТ
Мастерская по лирике Марины Цветаевой
Тема: Душа и имя

Бондарь Олеся Борисовна,
Заместитель директора по учебной работе
(среднее и старшее звенья)

...О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка...

Формула цветка... Загадочные, противоречивые слова. Как может быть такое? И как человек выводит формулу цветка? И как такой человек ощущает мир и себя в нем? Попыткой ответить на эти и другие вопросы явилась мастерская.

I. Индуктор - прием, позволяющий задействовать воображение, включить в активную работу, настроить на лирический лад. Мы записываем слово Марина и подбираем к нему созвучные слова, подбираем ассоциации.
Получаем: море, марина, морская, волна, стихия, свобода.
Записываем Цветаева и проводим аналогичную работу.
Получаем: цвет, расцвет, цветок, цветение, весна, юность.
Записываем поэт Марина Цветаева и создаем высказывание, включающее в себя собранные нами слова.
Поучаем примерно следующее:

  • Марина Цветаева - певец свободы и весны. Дух ее поэзии - в морской стихии. Но только почему поэт, а не поэтесса?
  • Это женщина с морским именем и весенней фамилией. Мне представляется она юной, красивой, веселой.

Читаем стихотворение:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Марина Цветаева - "осенний" поэт. И не только потому, что родилась осенью и любила это время года больше всего. "Осенний" поэт по мироощущению, взгляду на жизнь. Осень - пора зрелости и мудрости. А Цветаева - даже юная - была удивительно зрелым человеком, была поэтом - серьезным, глубоким. Была по характеру больше мужчиной, чем многие мужчины. И еще много других противоречий скрывается в лирике Марины Цветаевой. Узнавать поэта лучше всего в его стихах.

II. Словарная работа.
Звучат стихотворения "Душа и имя", "Если душа родилась крылатой…", "Душа, не знающая меры…", "Кто создан из камня, кто создан из глины…", "Знаю, умру на заре!.."
Задача учащихся - создать по понравившимся ключевым словам лексиконы ДУША - ИМЯ.
Получаем примерно следующее:
Душа: морская, данная богом, крылатая, не знающая меры, бабочка, достойная костра, лебединая и т.д.
Имя: морское, нежный вздох, пена морская и т.д.

III. Создание текста.
Из лексиконов выбрать слово или словосочетание, с которым ассоциируется Марина Цветаева. Пользуясь составленными лексиконами, написать предисловие к сборнику стихотворений, сделав выбранное слово заглавием. Следующий этап работы - создание рисунка, с которым ассоциируется творчество Марины Цветаевой.
Получаем примерно следующее:
Человек с крылатой душой... Наверное, это самая верная характеристика Марины Цветаевой. Неба дочь живет совсем не так, как мы. Видит, слышит, чувствует не так, как мы. Поэту внятны и нежный вздох, и круженье вальса, и мечта. У меня стихи Марины Цветаевой ассоциируются с морем: свобода, сила, неудержимость.

Трагически одинокая душа, находящая отзвук в море, цветах, траве. У меня Марина Цветаева ассоциируется с лилией - цветком гордым, царственным и одновременно очень хрупким.

IV. Социализация и афиширование.
Все созданные работы прочитываются в классе и афишируются.

V. Рефлексия.
Этот вид работы позволяет каждому определить свое отношение к поэту и его творчеству, оценить итоги собственного труда, обменятся мнениями.


Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.