Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Проект "Время читать"

Роль чтения в формировании коммуникативной компетентности школьников

Чтение книг – это лишь начало дела.
Творчество жизни – вот цель.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Чтение – это способ социализации, получения информации, образования, источник эстетического удовольствия, форма общения и развлечения. «Грамотность» в широком смысле, обеспечивающая человеку возможность участия в жизни общества, включена Всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации.

Общепризнанным является факт снижения у молодого поколения интереса к чтению. Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку становится скорее исключением, чем правилом. А ведь возникшие в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Это значит, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой – стержнем обучения, воспитания и образования. Получается, что именно школа несёт сейчас основную ответственность за формирование будущего поколения читателей – внимательных, активных. Доказано, что такой читатель имеет больший объём памяти и активное творческое воображение; лучше владеет речью; точнее формулирует и свободнее пишет. Активный читатель более критичен, самостоятелен в суждениях и поведении. Он умеет учиться, то есть понимает, где и как найти информацию, а также может научить других пользоваться ею.

Если понимать читательскую компетентность как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях, то следует отметить, что цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.

В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению. В результате у учеников не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации.

Работая над проектом, мы обобщили накопленный опыт и сделали вывод: в школе есть все условия для осуществления программы (кадры, материально-техническая база, формы работы, ставшие традиционными).

Цель проекта:
формирование коммуникативной компетентности обучающихся на основе активизации познавательной, творческой, критической и коммуникативной деятельности в ходе работы с текстами разных жанров, привлечение к самостоятельному чтению.

Задачи проекта:

  • оптимизировать процесс обучения, создать условия для максимального развития и самореализации каждого ребёнка через внедрение новых методик чтения, использовать информационные коммуникационные технологии, участвовать в исследовательской и литературно-творческой деятельности;
  • формировать читательскую компетентности как совокупность знаний и навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно использовать её в личных и общественных целях;
  • увеличивать объём чтения в классе на начальном этапе работы, чтобы в дальнейшем увеличивать долю самостоятельного чтения;
  • соблюдать принцип: учитель читает детям, вместе с детьми, о детях (как профессиональную, так и детскую и юношескую литературу).

Основные направления деятельности

Как сохранить у учеников интересов к чтению, сделать чтение необходимым? Начинать движение всегда следует с чего-то простого, доступного, но очень важного.

Таким стержнем обучения, воспитания и образования является чтение и книга. Они пронизывают всю систему образования и, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Для тех, кто уже научился читать и писать, книги становятся любимым занятием, приносящим удовольствие. Школа твердо усвоила, что научить читать и писать необходимо, хоть и трудно, но часто забывает о другом - об удовольствии от чтения.

Мы наметили четыре основных направления, которые объединены помимо прочего необходимостью обращаться к чтению текстов разных жанров для реализации задуманного.

Первое направление. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, на первой ступени обучения – на уроках литературного чтения. Текст – центральная единица обучения.

Формы работы на уроке русского языка: чтение и комплексный анализ образцового текста, работа с деформированным текстом, создание собственного высказывания (устного или письменного), развитие речи по традиционным методикам.

Формы работы на уроке литературы (помимо традиционных): обучение стратегиям чтения, форум, читательская конференция, методика «Реклама книги», обзор новинок, обмен книгами, читательский дневник, книга в открытом доступе.

Особое внимание уделяется урокам внеклассного чтения, позволяющим расширить круг чтения учащихся, увеличить долю самостоятельного чтения. Введён спецкурс «Время читать!» на второй ступени обучения.

Второе направление – исследовательская работа в рамках проекта:

  1. Проект «Школьная Пушкинская Энциклопедия»
  2. Школьная конференция учебно-исследовательских работ «Пушкинские чтения»

Цели проектов:

  • формирование целостного представления о пушкинской эпохе на основе изучения произведений А.С.Пушкина, исторических документов, специальной литературы;
  • воспитание внимательного отношения к слову у читателя-школьника;
  • предоставление каждому ученику возможности проявить творческие способности;
  • формирование у учащихся навыков исследовательской работы.

Результат выложен на сайт школы, может быть использован как наглядный или справочный материал.

Участие в таких проектах важно для учеников. Внимательное отношение к тексту, исследовательская работа, чтение специальной литературы – полезные виды деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Третье направление – литературно-художественная деятельность:

  1. Литературные гостиные.
  2. Ежегодная Лицейская декада: Пушкинский урок, Лицейский вечер 19 октября, инсценировки пушкинских произведений.

Цели проведения:

  • обогащение представлений учащихся о судьбе, личности А.С. Пушкина;
  • знакомство не только с произведениями А.С. Пушкина, но и интерпретациями его произведений;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей учеников;
  • развитие и поддержание традиций школы.

Работа по всем направлениям характеризуется также использованием межпредметных связей (мировая художественная культура, история и др.), сотрудничеством со школьной библиотекой (а через неё и с другими библиотеками).

Четвертое направление. Вовлеченность всего коллектива в совместную деятельность – это обязательное условие работы. Очень важно, чтобы учителя читали детям, читали вместе с детьми, а также читали о детях как профессиональную, так и детскую и юношескую литературу. Исследования показали, что, как чтение матери в семье определяет чтение ребенка, так и художественные вкусы учителя влияют на формирование читателя-учащегося, причем это положение относится не только к учителю родного языка и литературы, но и к учителю-предметнику, воспитателю, любому члену педагогического коллектива.

Привлечение к работе учителей-предметников имеет огромное значение. Работа с текстом должна стать частью каждого урока, то есть учителя всех специальностей присоединяются к деятельности, изучая стратегии чтения и используя в качестве вспомогательного или иллюстративного материала не только текст учебника, но и научно-популярную литературу по теме, подбирая её по возрасту, учитывая уровень класса.

Работа школьной библиотеки лежит в основе многих программ и проектов поддержки чтения и письма. Проводятся библиотечно-библиографические уроки и уроки или часы чтения и информационной культуры, где учащиеся узнают о том, как надо искать и выбирать книгу, как организован книжный фонд, как работать с каталогом, а также знакомятся с новинками детской и юношеской литературы, писателями и поэтами. Здесь же проводятся читательские конференции.

Помимо школьной библиотеки организуется библиотека класса, уголки чтения, где учитель и учащийся могут свободно взять интересующую их книгу. Формирование этого доступного для всех фонда может происходить совместными силами учащихся, родителей, учителей. Чтение и обсуждение прочитанного должно стать популярным, занимательным, престижным, что важно особенно для подростков. Создаётся также подборка научно-популярной литературы по предмету в каждом специализированном кабинете, а обновляется по мере необходимости.

Игнатьева С. Л., учитель русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей-словесников,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А. С. Пушкина»
г. Петрозаводск

Ожидаемые результаты

  1. Усилить внимание к формированию коммуникативной компетентности учащихся:
    • внедрять современные технологии обучения, повышающие качество речевых умений и навыков учеников;
    • обучить стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале;
    • научить применять полученные знания в новой ситуации (например, при изучении других дисциплин);
    • увеличить долю самостоятельного чтения учащихся.
  2. Провести мониторинг читательской активности с целью выбора форм для дальнейшей работы.
  3. Создать подборку методических рекомендаций для учителей.



Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.