Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Проекты учеников
Ожившая история уходящего века

Тема работы: "Ожившая история уходящего века" (по материалам семейных архивов заслуженных учителей России и Карелии Андерсон Г.А. и Фроянц Л.Д.). Авторы: Прохоров Павел и Кривоногов Илья, ученики 10 класса, научный руководитель Клинова Елена Ивановна, учитель истории средней школы №10. Состав жюри (слева направо):
1. Левандовский А.А. - доцент исторического факультета МГУ, к.и.н.
2. Афанасьев М.Д. - председатель жюри, директор Государственной Публичной исторической библиотеки России, к.и.н.
3. Данилевский И.Н. - доцент кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин РГГУ, к.и.н.
4. Шевырев А.П. - заместитель декана исторического факультета МГУ, председатель правления Московской ассоциации преподавателей истории, доцент, к.и.н.
5. Данилов А.А. - заведующий кафедрой исторического факультета МПГУ, профессор, к.и.н.

"Во время финального конкурса в Москве поразило то, насколько основательно и глубоко члены жюри были знакомы с содержанием работ конкурсантов. Как внимательны и добры были они к ребятам во время публичной защиты их работ." Клинова Е.И.

"Удивительно дружеские отношения сложились между участниками финала. Конкуренции, соперничества (хоть речь шла о значительных денежных премиях победителям, например, за 3-е место - премия 4000 рублей) не было и впомине. Ребята помогали друг другу, искренне радовались победам других и огорчались неудачам. Было три дня общения и слезы расставания..." Прохоров Павел

"Появилось желание принять участие уже в Третьем Открытом конкурсе. В мыслях рождаются идеи, новые темы, планы... " Кривоногов Илья

По материалам семейных архивов
Заслуженных учителей РСФСР и Карелии
Андерсон Г.А. и Фроянц Л.Д.

Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам
А.С. Пушкин

Что заставляет нас вновь и вновь обращаться к делам давно минувших дней? Ведь история уже состоялась, состоялась раз и навсегда. Безвозвратны, как это ни больно признать, надежды, стремления, обретения разочарования, постижения и драмы навсегда ушедших поколений.

Эти мысли занимали нас (авторов данной работы) у музейных стендов истории нашей школы. Почему нас так заинтересовало предложение учителя истории познакомиться вот с этими двумя женщинами - смотрящими на нас с фотографий на стендах - ветеранами педагогического труда, заслуженными учителями РСФСР Андрерсон Галиной Александровной - бывшим директором школы, ныне Почётным гражданином нашей республики и Фроянц Лией Дмитриевной - в прошлом завучем школы, учителем истории? Вероятно, как нельзя единожды и навсегда насытиться самой добротной пищей, невозможно каждому новому поколению довольствоваться историческими представлениями своих отцов и дедов, либо найти своё истинное место в настоящем "человек разумный" может, лишь самостоятельно сориентировавшись в координатах прошлого.

Когда состоялась первая встреча с Галиной Александровной и Лией Дмитриевной и обе "открыли" для нас свои семейные архивы - мы были поражены, удивлены, и восхищены их гражданским подвигом. Собрать такое количество материалов, документов, воспоминаний, фотографий о нескольких поколениях своих семей не каждому по плечу. А ещё мы были горды тем, что нам доверили и разрешили "прикоснуться" к этому сокровищу, человеческой памяти, почувствовать, как оживает история.

Сведения, которые мы получали поначалу, представлялись нагромождением разрозненных фактов, но постепенно, изучая каждый документ, сопоставляя его с другими, а также с данными, почерпнутыми из исторической литературы, как нам кажется, работа стала приобретать вполне осознанные формы. Мы убедились, что в истории нет и быть не должно малозначимых периодов, событий, фактов и лиц. Великое и малое, постоянное и приходящее - всё заслуживает внимания, ведь всё в истории связанно с судьбами людей, в том числе и тех, о ком наш рассказ. Кроме того, мы поняли, что путь познания истории столь же увлекателен, как и труден. Не единожды мы останавливались и думали, что никогда к этому не вернёмся. Однако Галина Александровна и Лия Дмитриевна так искренне и откровенно стремились нам помочь, что после встреч с ними ни о каком прекращение работы речи быть не могло.

Когда Галина Александровна рассказывала нам о своей семье (а это ни много, ни мало пять поколений, более ста человек ), наше внимание привлекла одна фотография 1914 года: пожилая женщина сидит в окружении четырёх молодых людей.

[img]

Эта фотография излучала какой-то особый свет, доброту, душевность. Как оказалось, женщина на снимке - это Анна Ивановна Гурьева, в девичестве Дурова (бабушка Галины Александровны). У них с супругом - Николаем Николаевичем Гурьевым было 12 детей. В семейном архиве нам показали фотографию семьи, сделанной в 1910 году, где запечатлены почти все члены семьи.

[img]

На снимке 1914 года Анна Ивановна со своими сыновьями: Петром (1879-1932), Иваном (1893-1968), Андреем (1889-1937), Михаилом (1892-1961). Ещё одного её сына на снимке нет, так как он в это время служил в Финляндии - Николай (1884-1915). Именно эту фотографию и взяли мы для своего исследования, как позже оказалось, историческая судьба России XX века как в зеркале отразилась на судьбах этих мужчин. И об этом наш рассказ.

Привлёк наше внимание и рассказ Лии Дмитриевны Фроянц о своей семье - Владычинских. Слушая её, мы постоянно ловили себя на мысли, в какое горнило житейских бурь попадали эти люди, как жестоко испытывала их судьба. А когда мы собирали документы воспоминания, фотографии, письма семьи - затем читали, изучали, сравнивали, всё больше убеждались в том, что восстановить, описать, познакомить с историей семьи на фоне судьбы России в XX веке - вещь более нужная для будущего, чем для настоящего и прошлого.

Восстановить "дней связующую нить" - такую цель поставили мы. Ведь школа, соприкоснулась с учительской династией, которая на сегодняшний день насчитывает 4 поколения. И опять в центре нашего внимания старинная фотография (1916), на которой запечатлена Ольга Тимофеевна Владыченская (Сидорова), мама Лии Дмитриевны в день выпуска Юргилецкой школы.

[img]

Теперь она учительница. Но пока не знает, не ведает, что станет основоположницей новой педагогической династии в России, общий педагогический стаж которой составит 100 лет - целый век, да ещё какой! Век взлётов и падений, век надежд и их крушений, век любви и ненависти - одним словом век XX!

Попробуем воссоздать судьбу братьев Гурьевых, запечатленных на фотографии, людей молодых и полных надежд на счастливую жизнь. Окажет ли влияние и какое, история государства, в котором они жили.

Два брата Гурьевых, Пётр и Андрей, решили продолжить дело отца Николая Николаевича Гурьева. В свидетельстве, выданном Олонецкой Духовной Консисторией в 1900 году под № 4428 о рождении у него дочери Лидии записано, что отцом новорождённой является "Бухгалтеръ Валазлинского завода, Колежский Асессоръ Николай Николаевъ Гурьевъ".

После окончания гимназии оба юноши продолжали обучение в университетах: Петр учился на банковского служащего в Хельсинском университете в Финляндии, а Андрей - в Санкт - Петербургском. Казалось бы рождалась новая династии: Но началась война, жуткая и беспощадная. Именно она (Первая мировая война) по сути и оборвала жизнь на самом ее взлете одного из них. Дело в том, что во время работы в Свеаборгском госпитале тяжело заболел Петр Николаевич, а спустя некоторое время скончался. 1937 год "вмешался" в судьбу Андрея Николаевича Гурьева. Решением НКВД КАССР от 22 марта 1938 года он был приговорен по статье 58-2-10-11 к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение через 5 дней: У А. Солженицина в романе "Архипелаг ГУЛАГ" мы прочитали: "Пункт 2 статьи 58 говорит о вооружённом восстании: чтобы насильственно отторгнуть какую либо часть Союза Республик. За это - вплоть до расстрела. Пункт 10: пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти. Пункт 11: он не имел самостоятельного содержания, а был отягчающим довеском к любому из предыдущих, если деяние готовилось организованно"

В 1956 году решением суда КАССР от 4 июня А.Н. Гурьев был реабилитирован. Его фамилия записана в Петрозаводском мартирологе. Кем же он был на самом деле, если не врагом народа? Ведь людей, на которых ставили штамп "враг народа", были миллионы. Большинство из них реабилитированы. Это "ошибка" стоила им жизни: Попробуем поближе познакомиться с одним из них. Чтоб сухие цифры жертв сталинских репрессий не затмевали нам живые человеческие судьбы.

С 1922 года Андрей Николаевич был главным агрономом Карелземуправления (Карельского земельного управления). Документальное подтверждение этого факта мы нашли в книге заслуженного работника культуры РФССР и КАССР Исаака Марковича Бацера "Человек с именем", где автор показывает основные этапы развития нашей республики через судьбы людей. В рассказе "Жизненность" автор знакомит читателей с Петровым И. М. селекционером, открывшим " метод гибридизации инъекцией эндоспермов". Бацер приводит в своем повествовании эпизод, когда Гурьев А. Н. напутствует будущего ученого Петрова И.М. "Возьми семена. Таких в Ведлозере никогда не видели. Капуста. И какая! Одним словом, сей, Иван, разумное, доброе, вечное!"

Добрый был человек. Имел много друзей, особенно среди крестьян. Ему доверяли. Галина Александровна рассказала нам забавный случай: один крестьянин решил продемонстрировать Андрею Николаевичу свои магические способности. Закрывал лоскутом обычный творог - он чернел, закрывал вновь - творог снова становился белым. Андрей Николаевич не верил в волшебство и просил повторить действо вновь и вновь. Закончилось тем, что после очередной "магии" творог остался белым, а когда его надломили - середина черная!

Андрей Николаевич долго потом смеялся, когда рассказывал эту историю своей племяннице. Вечная память Андрею Николаевичу Гурьеву и миллионам других, чьи жизни оборвала чёрная страница нашей истории . Ведь до сих пор ведутся споры о числе жертв террора. Для указания числа репрессированных ("число": а ведь это человеческие судьбы!) обычно используются данные из докладной записки Хрущёва (1954 год) из которой следует,что "с 1921 до начала 1954 было осуждено 3 777 380 человек , из них 642 980 приговорено к расстрелу".

Три сына Анны Ивановны и Николая Николаевича Гурьевых - Николай, Иван и Михаил - что запечатлены на той трогательной фотографии, о которой мы говорили стали профессиональными венными.

Четыре войны - первая мировая, гражданская, советско-финляндская, Великая Отечественная - вмешались в судьбы этих людей.

Много позже, в 1967 году Михаил Николаевич так напишет об этом своей племяннице: "Какое зло война! Уж мне-то довелось испытать её во всей прелести, будучи на фронтах всех 4-х последовавших друг за другом войн. Даже теперь мне снятся те или иные пережитые жуткие положения. И эти сны чаще всего вызывают тяжкие приступы грудной жабы".

Первым же в войну "вступил" Николай Николаевич Гурьев, второй сын в семье. В библиотеке им. Салтыкого - Щедрина в Санкт - Петербурге хранится газета "Олонецкая неделя" №7 1915 года. В статье этой газеты "Павшие жертвою долга" рассказывается о военной судьбе Николая Николаевича Гурьева:

"Офицерскую службу он начал в чине подпоручика в Финляндии, затем был переведён в город Никольск-Уссурийский Приморской области:". Его друг, известный врач Луговской Евгений Фёдорович рассказал позже об этом переводе: он, Николай Николаевич, оказывается, отказался отдать приказ солдатам расстреливать "бунтовщиков" в период революционных выступлений рабочих, потому и был выслан подальше от столицы. Но вернёмся к газете "По сведениям, полученным от военного начальства, Николай Николаевич в ноябре 1914 года был назначен командиром батальона и за успешные бои 8 и 9 ноября со значительно превосходящими силами врага награждён орденом Святого Георгия." Известно, что заслужить Георгиевский крест можно было, только совершив боевой подвиг. Не случайно этой наградой гордились больше, чем любыми другими наградами.

"В I мировую войну 30 тыс. человек были награждены орденом Св.Георгия 1-й степени (т.е. полными Георгиевскими кавалерами). 1 млн. воинов - орденом Святого Георгия 4-й степени"

В бою 5 декабря Николай Николаевич был ранен в руку, но после перевязки вернулся в строй, пока не был смертельно ранен в грудь. Его жена Варвара Константиновна, получившая прекрасное образование в Институте благородных девиц в С.-Петербурге, скончалась в больнице от нервного потрясения, связанного с потерей мужа и сына Ники. Об этом мы узнали из статьи племянницы Николая Николаевича - Андерсон Г.А. "Герой из рода Гурьевых"

Нина, дочь Николая Николаевича, долго хранила письмо брата своего отца, где мы прочитали очень добрые слова о Николае Николаевиче: "Ты не представляешь, - писал Михаил Николаевич Гурьев - какой это был хороший, умный, радушный, добросовестный, весёлы, добрый, большой Человек! И погиб так рано, в самый разгар молодости. Ему было 32 года. Какое зло - война".

Для самого Михаила Николаевича Гурьева служба началась в 1912 году в крепости Свеаборг, куда он был направлен после окончания Владимирского пехотного училища в С.-Петербурге. Оттуда был отправлен на Варшавский фронт первой мировой войны. В 1915 году был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. В Германии пробыл до 1918 года. Столь точные и подробные сведения о начале военной карьеры Михаила Николаевича предоставила нам его племянница Галина Александровна Андерсон. Поразило нас то, что на 4-й день возвращения домой из плена Михаил Николаевич добровольно вступил в РККА. Сын Коллежского Асессора, поручик царской армии, который по окончании военного училища стоял в карауле у покоев супруги Николая II Александры Фёдоровны, был ранен, пленён в боях за "царя и Отечество": и вдруг такой резкий поворот в судьбе.

Почему? Отчего? Зачем? - вопросы, на которые мы не нашли ответа. Но о том, что шаг этот был сделан вполне осознанно, говорят факты его биографии.

1919-1920 годы - Михаил Николаевич начальник разведки бригады. Воевал на Северном и Южном фронтах. "За преданность делу революции и самоотверженную работу в годы гражданской войны" в 1920 году награждён серебряными часами.

1927-1928 годы он - слушатель Высших курсов штабных работников им. Якира.

1930 год - "За усердия и добросовестную работу, отличную службу" награждён часами и портсигаром.

1939-1940 - начальник Штаба Управления ПВО г. Петрозаводска.

1940 - Михаил Николаевич Гурьев получил звание майора. Как видим, военная карьера складывалась весьма удачно. Однако лёгкой её не назовёшь. Четыре войны пришлось пережить. Впрочем, не пережить, а прожить, участвуя в каждой из них: Первой мировой, гражданской, советско-финляндской, Великой Отечественной. Даже в мирные послевоенные годы Михаил Николаевич оставался верен своей профессии, своему призванию - работал над созданием кафедр военной подготовки в Ташкентском военно-педагогическом институте, Ленинградском и Петрозаводском Университетах. Как вспоминает Галина Александровна Андерсон, человеком он был добрым, милым, но одновременно весьма обязательным и требовательным.

В связи с этим Галина Александровна показала нам и разрешила использовать в работе письмо одного своего друга, который встретился с Михаилом Николаевичем на фронте в годы Великой Отечественной войны. Вот отрывок из него: "К нам приезжал Гурьев для проверки боевой подготовки. Мне выпала честь отчитываться. Я должен был со своими людьми захватить "языка". К его приезду задача была выполнена. Но были и грехи. За них он мне и дал. В общем, попало здорово:"

"Сколько было сказано и написано о загадочной русской душе, своеобразии русского характера, об особенностях поведения, мышления русских людей. Для одних Россия была загадочным сфинксом, для других - чудовищным монстром, но и те и другие стремились понять, что же представляет собой русский феномен."

На самом деле надо лишь вникнуть в мир людей, в их жизнь. Ведь жили братья Гурьевы не для того, чтоб вершить историю. Они просто жили: Их жизнь, как и жизнь миллионов людей была наполнена высоким смыслом, служением, творчеством, поиском, надеждой. Это теперь их жизнь - часть истории, истории века уходящего.

Теперь обратимся и своим исследованием, описанием "оживим" историю семьи Владычинских. За точку отсчета возьмем фотографию 1916-го года, где "присутствует" основоположница педагогической династии - Ольга Тимофеевна Владычинская (в девичестве Сидорова).

10 июня 1898 года родилась Ольга Сидорова. В ее семье было еще трое детей, жили трудно, поэтому учиться она могла только в земской школе. В гимназию, где учились дети из семей дворянского сословия, детей мещан не брали, не взяли и Ольгу. Позже она закончит образование в деревне Юргилицы Олонецкой губернии, получит право работать учительницей. На фотографии, сделанной в 1916 году, в первом ряду учителя Юргилицкой второклассной школы, а во втором ряду - выпускницы. Среди них Ольга Тимофеевна Сидорова.

Будущий ее муж - Дмитрий Владимирович Владычинский, был сыном священника, получил начальное образование естественно в церковноприходской школе, где учительствовали священники, дьяконы, псаломщики. В таких школах больше внимания уделялось воспитанию, чем образованию. В этой же школе работал его отец. Справедливости ради следует заметить, что именно на период детства наших героев пришелся подъем в образовании. С 1894 по 1906 годы число школ в России увеличилось с 32 тысяч до 93. Стоял вопрос даже о введении всеобщего начального образования. В 1908 году правительство внесло законопроект в Думу, но проблема так и не была решена. Довольно развитой была система среднего образования. В 1912 году действовало 480 гимназий с 125-ю тысячами учащихся. Бюджет народного образования: 1894г.- 25,2 млн. рублей, 1914 - 161,2 млн. рублей, т.е. увеличился на 628 процента.

В 1914 году началась Первая мировая война, в которую было втянуто 38 государств и 3/4 всего населения земли. На Восточном фронте воевал и Дмитрий Владимирович. Уже под конец войны был захвачен в плен. И только после Брестского мирного договора, в результате обмена военнопленных, он вернулся домой. Об этом периоде его жизни очень мало сведений.

В это время Ольга Тимофеевна переехала в поселок Соломенное у г. Петрозаводска и начала работу в первой школе для детей - беспризорников, потерявших дом, родных, способ к существованию. Так как финансовое положение семьи было трудным, Ольга Тимофеевна совмещала работу учителя русского языка и литературы с должностью воспитателя. А Дмитрий Владимирович, вернувшись из плена, пошел на войну с бело - финскими интервентами в рядах РККА

И вновь возникает вопрос: почему сын священника, человек, получивший духовное и светское образование, так резко меняет свою судьбу? Как делали свой выбор эти люди? Неслучайно же состав Красной и Белой армий не так уж отличался друг от друга.

Но вернемся к Дмитрию Владимировичу. Он сражался в районе Медвежьегорска. Бои были кровопролитными, Дмитрий Владимирович был несколько раз ранен. В семье сохранилась полевая книжка Д.В Владычинского. Вот лишь две страницы из этой книжки, содержание которых свидетельствует, что положение было действительно напряженным: "1922г. Медвежьегорск. С получением сего немедленно выделите с 5 роты 20 человек с отдельным командиром для прикрытия бронепоезда А33", " 7 декабря 1922 г. Мед.Гора. Ускорьте высылку обмундирования. Положение с каждым днем ухудшается. Красноармейцы, не имея белья - не пользуются баней, не имея обуви - задерживаются (далее неразборчиво) зам. комбата Владычинский". Во время этих боевых действий оперативная группа войск Карелии (1921- 1922) потеряла 1394 человека.

После окончания гражданской войны Дмитрий Владимирович решил связать свою судьбу с профессией военного. Он поступает в Военную академию, но спустя некоторое время его исключают из нее, т.к. он сын священника, а с отцом родственных связей не разорвал и от семьи не отрекся. Он возвращается в Карелию, где женится на Ольге Тимофеевне.

В 20-е годы в Карелии началось строительство бумажного комбината в городе Кондопога. Следует заметить, что в этот период страна напоминала огромную стройплощадку. Индустриализация породила восторженность новой жизнью, хоть и иллюзорное, но чувство хозяина страны. Весьма противоречивые процессы проходили в стране, тем не менее, из аграрной Россия становилась аграрно-индустриальной. Трудовым энтузиазмом были охвачены миллионы людей! Владычинские не могли остаться в стороне от стройки, которая имела очень большое значение в жизни республики. Ольга Тимофеевна и Дмитрий Владимирович уехали в город Кондопога. Там в неполную среднюю школу и назначили учителем, а затем и директором Ольгу Тимофеевну. Позже она станет заведующей РОНО (районным отделом народного образования). А Дмитрий Владимирович стал работать непосредственно на строительстве бухгалтером.

Но 30-е годы были наполнены не только созидательным трудом, но и беззаконием. Многие положения Конституции СССР 1936 года, особенно о правах человека, на деле бездействовали. Они мирно сосуществовали с безжалостной репрессивной машиной, массовыми арестами, расстрелами. Сопротивляться сложившейся системе было трудно, а часто просто невозможно. Тех же, кто пытался это делать, постигала одна участь - репрессии. В 1933 году был арестован Дмитрий Владимирович Владычинский, по обвинению в стремлении убить секретаря Кондопожской партийной организации. Семья была уверена, что на самом деле он пострадал за фельетоны, которые писал в местные газеты. Многие руководители узнавали себя в "героях" этих фельетонов. И хоть Дмитрий Владимирович подписывался литературным псевдонимом "Волжский", все знали настоящую фамилию автора. Лишь в 1959 году он был реабилитирован посмертно.

В 1933 году Лии Дмитриевне было 7 лет. Она так вспоминает то страшное время: "Чувство страха было постоянным. Мы с братом Володей боялись, что арестуют и маму. Не отходили от окна, пока она не вернется с работы, просто не находили себе места."

К несчастью, это было не последнее испытание для семьи Владычинских, как, впрочем, и для многих других.

"Тот самый трудный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду, одну на всех,
На все четыре года..."

Так писал о 22 июня 1941 года поэт К.Симонов.

Ольга Тимофеевна и ее сын Владимир ушли на фронт добровольцами, а Лия с бабушкой была эвакуирована в Вологодскую область. Война разлучила родных, принесла в их дом горе и беду. Письма. Письма с фронта. Как ждали их в каждой семье, как берегли. В семье Владычинских (сейчас Фроянц) многие из них из них и сейчас хранят в семейном архиве.

Ольга Тимофеевна была политруком в эвакогоспитале N1938 Карельского фронта. Однажды, во время политинформации в 24-ом Прачечно - дезинфекционном отряде в городе Беломорске побывал фотокорреспондент, который сделал снимок того времени.

В июне 1942 года Лия Дмитриевна приезжала к маме. Помогала, чем могла. Госпиталь был большим, он занимал три больших здания. Труд был тяжелым. Стирали белье в больших баках, вручную полоскали, сушили и отправляли на фронт. Лия Дмитриевна помогала и почтальонам, и в библиотеке.

Вся семья очень беспокоилась о Владимире. Он служил в лыжном батальоне Карельского фронта. Письма писать он не любил, и Ольга Тимофеевна больше писем получала от его одноклассников, чем от сына. Из документов в семье хранится отчетная карточка 1-ой лыжной роты, 1-го взвода, 4-го отделения, составленная Владимиром Владычинским 20.01.42.10 После перевода его на Белорусский фронт в 1943 году связь совсем прекратилась. Закончилась война, а о нем никто ничего не знал.

[img]
[img]

Тысячи людей искали друг друга после войны. Искали... Некоторые и сейчас ищут следы тех, кто ушел на ту войну. Ольга Тимофеевна решила обратиться за помощью к человеку в стране известному и авторитетному - известному полярнику, члену Верховного Совета СССР Папанину И.Д. Именно он и сообщил, что Владимир Владимирович Владычинский погиб в боях за Белоруссию.

Позже уже Лия Дмитриевна с помощью ЦК ВЛКСМ Белоруссии узнала о месте брата. Конечно, ездили на то место в Витебскую область, переписывались с учащимися местной школы, которые ухаживали за могилой и создавали музей памяти бойцов, павших за освобождение их Родины.

Для Лии Дмитриевны по сегодняшний день война - это постоянное чувство тревоги за близких, тяжелый труд и воспоминания об эвакуации. Мы читали, нам рассказывали на уроках, но тем не менее, воспоминания Лии Дмитриевны были интересны тем, что она ответила на наши вопросы: как была организована эвакуация, как местное население отнеслось к ним, какую работу выполняли? Т.е. эвакуация глазами участника, а не историка. Вот выдержки из ее воспоминаний:

"До Вологды добирались 10 суток в товарном поезде. Спали на нарах. В Вологде на эвакопункте получали хлеб и даже иногда горячий суп. Затем на пароходе добрались до Междуреченского района, где опять же на эвакопункте нам дали лошадь, и мы поехали в деревню Пильминово. Наконец мы "дома". Страшно, как будет. Народ встретил нас по-доброму. Принимали и помогали, как могли. В деревне школы не было. Работали в колхозе на уборке картофеля, сторожили по ночам сад и пчелиную пасеку. Я с тетей (мне уже исполнилось 15 лет) работали на строительстве узкоколейки, где приходилось поднимать метровые бревна. Было очень тяжело".

После войны, в ноябре 1945 года, Ольга Тимофеевна вернулась в Петрозаводск. Она стала инструктором ЦК КП Карело-Финской республики. Ольга Тимофеевна была награждена медалями "За победу в Великой Отечественной войне", "За доблестный труд". Стаж ее партийной работы 18 лет, стаж работы в школе - 39 лет.

[img]

Ее эстафету подхватила дочь Лия Дмитриевна Фроянц. Сначала она была учителем истории в мужской школе11. Затем Лия Дмитриевна работала в нашей школе N10 города Петрозаводска завучем и учителем истории. Завуч - это учитель учителей, тот, кто поможет молодому учителю, увидит педагогические находки у опытного педагога, даст совет. Вот что вспоминает о Лии Дмитриевне как о завуче наша классная руководительница, учитель русского языка и литературы Сарафанова Е.Л.: "Вспоминаю свои первые уроки в 10-ой школе, далеко не самые удачные. Я любила, когда у меня на последней парте сидела Лия Дмитриевна. Я знала, что смогу работать спокойно, смогу показать все, что подготовила и придумала доброжелательному и знающему человеку. Сейчас я понимаю, что уроки мои были довольно беспомощны. Но Лия Дмитриевна начинала разбор урока так: "Вот это Вы делаете хорошо, а этот прием - просто находка". Дальше она, конечно, указывала на недостатки и как их избежать. Но я-то уже была окрылена: оказывается, у меня есть педагогические находки. Да я к следующему уроку всю библиотеку перерою".

Работа Лии Дмитриевны заслуженно отмечена правительственными наградами. Она Заслуженный учитель Карелии, Заслуженный учитель РСФСР, Отличник народного образования, Ветеран труда. Общий стаж педагогической работы - почти 32 года.

Сейчас на педагогическом поприще ее дочь - Анохова Татьяна Маевна. Учитель географии, заместитель начальника ГУНО, директор средней школы №17 - таков ее профессиональный путь. Сын Татьяны Маевны, Арсений, тоже уже сделал первые шаги в преподавательской деятельности, продолжая семейную традицию.

Жизнь этих людей - семьи, династии - еще раз доказывает, что движущие силы истории - не только экономика, а в ее основе технический прогресс, но и масса других факторов духовной, культурной и политической жизни общества, в котором человек как личность далеко не винтик и не капилляр.

Есть мнение, что история ничему не учит и не повторяется, и все же человечество всегда изучало свое прошлое, искало в нем примеры, выводы, советы для настоящего и будущeго общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинства личности, особенно заинтересовано обсуждаются вопросы роли человека в обществе и его ответственности за судьбу страны: Конечно, наше небольшое исследование не претендует на глобальные выводы, но все же осмелимся утверждать, что наше знакомство с живой историей России 20-го века через судьбы семей Гурьевых и Владычинских, состоялось.

В.О. Ключевский в одной из своих лекций написал: "Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобного которому по составу, размеру и мировому положению не видим со времен падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. Мы еще не начинали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки - наши задачи, т.е. вашего и идущих за вами поколений."1 Эти строки написаны историком в начале 20-го века, а как актуально они звучат в конце этого же века.

Нелегкая судьба выпала жителям XX-го века. Все, чью историю мы пытались восстановить, испытали на себе "круги ада" двух мировых войн, гражданской и так называемой локальной советско-финской. Обеих семей коснулся своим смертельным оскалом 1937-ой год. Читаешь документы, письма тех лет и диву даешься: эти люди силы, чтоб не очерстветь душой, не превратиться в монстров, уродочеловеков? Ведь будь то письмо с фронта или воспоминания, везде чувствуется оптимизм, везде присутствуют вера, надежда, любовь.

Труд в жизни этих людей занимал особое, почетное место. Для них он действительно был делом чести. Не на последнем месте, а на пьедестале была любовь. Любовь к Родине, Матери, Семье. Многие мечты, надежды не сбылись. А у некоторых и жизнь то сбылась наполовину - оборвалась... История XX-го века коснулась каждого. Жизнь каждого живущего в нем - тоже история этого века. Мы благодарны судьбе, что познакомились с такими людьми, как Галина Александровна Андерсон и Лия Дмитриевна Фроянц. Их жизнь, оптимистическое отношение к ней, стремление больше отдать, чем получить - яркий пример представителей 20-го века, причем лучшей его части.

И уже в конце нашей совместной работы поняли, что от общения с ними мы получили такой заряд добра и оптимизма, столько информации к размышлению, что не на один урок истории по XX - му веку хватит. А на будущее появилась идея - воссоздать историю нашей школы, ведь почти половину века занимает жизнь ее обитателей...

Кончается XX-ый век. Открываются железные занавесы, глухие двери, плотные шлюзы. Тайное становится явным. Усталое человечество захлебывается в потоке информации о прошлом, жадно впитывая этот поток. И пусть он не кончается вечно.




Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.