Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» ult.p [ya] улица Анохина 37а
телефон: (814-2) 78-33-85
Логотип
Администрация Петрозаводского городского округа Возьми ребенка в семью ПетрГУ
Навигация
Дополнительно
Скачать
Архив


 
Проекты учеников
Рождение сказки

Фофанова Юлия, ученица 3б класса
Руководители: Фофанова Анна Владимировна, Омелина Людмила Фёдоровна, учитель начальных классов
2016-2017 учебный год

Введение

Актуальность: в школе у нас часто проводятся творческие конкурсы на сочинение сказок и волшебных историй. Самостоятельно справиться с такими заданиями детям довольно сложно. Мне было интересно узнать, какие методы и приемы сочинения сказок существуют? И как с их помощью можно самостоятельно сочинить собственную сказку? Для исследовательской работы мы выбрали тему «Рождение сказки», так как этот материал представляет практическую ценность для учеников, учителей и родителей.

Объект исследования – сказки.

Предмет исследования – методы и приемы сочинения сказок.

Цель исследования – изучение методов и приемов сочинения сказок и на их основе сочинение собственной сказки.

Задачи:
  • Выявить характерные особенности сказки, как жанра художественной литературы.
  • Изучить некоторые из существующих методов и приемов сочинения сказок.
  • На основе полученных знаний сочинить собственную авторскую сказку.
Гипотеза: если предварительно изучить некоторые методы и приемы сочинения сказок, то будет гораздо легче самостоятельно сочинять сказки.

Методы исследования:

  • Изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме.
  • Обобщение и систематизация материала по данной теме.
  • Посещение мастер-класса по сочинению сказок.

Глава 1. Сказка, как особый жанр художественной литературы.

1.1. Определение жанра. Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющей своей целью нравоучение или развлечение.
1.2. Основные признаки сказки. Основными отличительными признаками сказки являются зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, чудесные превращения, концовка. Эти характерные черты делают сказку непохожей на другие литературные произведения.
1.3. Композиция сказки. Сказка имеет свою композицию: зачин, основную часть и концовку. Каждая часть сказки содержит в себе особые слова и выражения. Например, зачин: «Жили-были…», «Давным-давно…», «В некотором царстве…» и т.д.

Основная часть сказки может содержать такие слова и выражения: «А в это время…», «Вдруг…», «А навстречу…» и др. Концовка сказки также имеет свои запоминающиеся выражения: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец», «И стали они жить – поживать и добра наживать» и др. Без этих особенных «сказочных» выражений не обходится практически ни одна сказка.

Глава 2. Методы и приемы работы над сказкой.

2.1. Сказка-калька. Одним из самых распространенных способов сочинения сказки является игровой прием «Сказка-калька». Алгоритм работы над сказкой здесь состоит из трех шагов: берется знакомая сказка и доводится до «голой» схемы, то есть до основных сюжетных линий. Затем сюжет еще больше упрощается до буквенных или числовых обозначений главных действующих лиц. Упрощенная схема по-новому интерпретируется, пересказывается.

В результате может получиться новая сказка, но с очень похожим сюжетом. Примером служит произведение А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, написанная им по мотивам сказки братьев Гримм «Белоснежка» или сказка А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», написанная по мотивам сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио».

2.2. Сочинение сказки с помощью вопросов, по опорным схемам и методу «Каталога». Все эти приемы между собой очень похожи. Опираясь на них, достаточно легко придумать незамысловатый сказочный сюжет. Чем младше ребенок, тем более конкретным должен быть вопрос или картинка, на которую опирается ребенок при сочинении сказочной истории. В старшем возрасте в качестве опоры достаточно абстрактной схемы (метод «Каталога»).

2.3. Конструирование сказки по картам Проппа. Карты Проппа представляют собой сюжет волшебной сказки, разобранный на отдельные сказочные темы. Всего их, по мнению самого автора 31. Дж. Родари предлагает использовать 20-21 карту (Приложение №1, №2). На их основе мы можем строить множество волшебных историй, подобно тому, как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая семью нотами.

2.4. Эвроритм в работе над сказкой. Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану. Он дает возможность научить детей мыслить, направляет на поиск новых решений. Метод развивает речь, учит обобщать, конкретизировать и строить умозаключения.

1 - «Дело» - определяем главное дело объекта.
2 - «Части» - выделяем главные части объекта.
3 - «Друзья» - у объекта появляются друзья.
4 - «Волшебник» - рассматриваем объект с реальной, а затем – с фантастической точки зрения.
5 – «Неудачник» - объект постигла неудача. Когда такое может быть?
6 - «SOS» - с объектом случилась беда. Когда такое может случиться?
7 - «Один» - объект остался один в мире, будет ли он выполнять свою функцию, как его сохранить и размножить.
8 - «Помощник» - какой предмет может выполнять то же дело что и объект?
9 - «Дело не нужное» - рассуждаем, когда может быть так, когда дело объекта не нужно.
Пользуясь этим методом, я сочинила сказку «Гордая чашка» (Приложение №3).

Заключение. Я посетила мастер-класс карельской писательницы Веры Линьковой, мы изучили некоторые методы и приемы сочинения сказок. Сочинила собственную авторскую сказку «Гордая чашка» и в ноябре 2016 г. участвовала в городском фестивале-конкурсе устного народного творчества «Радуга сказок» в номинации «Юный сказочник».

Наша гипотеза подтвердилась. Владея некоторыми приемами и методами сочинения сказок, гораздо легче справиться с творческим заданием. И даже если мы не станем все писателями или поэтами, но умение владеть словом, нам пригодиться всегда, а любовь к сказкам и желание творить останется с нами на всю жизнь.

- Читать работу "Рождение сказки"
- Скачать презентацию "Рождение сказки"




Напоминаем, что плагиат по-прежнему не уместен и является нарушением авторских прав. При использовании материалов сайта ссылка на наш проект обязательна! Надеемся, Вам интересен наш ресурс.

2010 © МОУ СОШ №10 имени А.С. Пушкина
Все права сохранены.