История школы
- Первые руководители и учителя
- Пионерская и комсомольская организации
- КИД (клуб интернациональной дружбы)
- Вехи развития современной школы
История школы – это частица истории. 1 сентября 1954 года на улице Северной открылась средняя школа №10. В этот учебный год шло слияние мужских и женских школ, а потому в школу №10 пришли дети из 12 школ города. Коллектив школы формировался в трудных условиях.
Первые руководители и учителя
Первым директором школы был назначен Руоколайнен Рудольф Иванович, заслуженный учитель России и Карелии. Он проработал в народном образовании 46 лет. Он жил и работал, всегда помня слова знаменитого педагога Яна Амося Коменского: “Сначала любить, а затем учить”. И он любил детей, особенно мальчишек: дерзких, озорных, неугомонных. Сотни мальчишек отплатили любимому учителю выбором профессии. Многие из них стали химиками, биологами, врачами. Рудольф Иванович был прекрасным мастером педагогики, его уроки химии дидактически совершенны, научно обоснованны, заставляли каждого думать и творить. Рудольфа Ивановича уважали как ученики, так и учителя.
Первые учителя школы – Андерсон Галина Александрова (физика), Фроянц Лия Дмитриевна (история), Алексина Вера Степановна (русский язык и литература), Сало Дагне Артуровна (математика), Левицкая Инна Алексеевна (физика), Мартин Хильда Августовна (английский язык), Одоевская Клавдия Андреевна (начальные классы), Прицкер Сара Моисеевна (математика). Это не все учителя, но все, работавшие в школе, жили общим делом: дать ученикам прочные знания, воспитать человека, подготовить к жизни.
Вы знаете,
Мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя./p>
В этот период обучение сливалось с производственным трудом. Учащиеся, осваивая профессии, трудились на авторемонтном заводе и в торговых предприятиях.
1 сентября 1956 года школа переехала в здание на улице Анохина, на свое постоянное место. В 1956 году директором школы стала Андерсон Галина Александровна. После неё директорами работали Миронова А.А. (1981-1984), Рюткинен Л.Т. (1984-1988), Шатилло Т.М. (1988-1990), Лукина В.Н. (1990-2001), Голобородько В.Х. (2001-2016). Сейчас директор – Пепитаев И.Б.
В школе сложился творческий, думающий коллектив, изучался опыт липецких и ростовских учителей, была прочная связь с педагогическим институтом и университетом города. Школу передового опыта вели Андерсон Г.А, Алексина В.С., Фроянц Л.Д. Культ урока, уважение к знаниям – это особенная, отличительная черта десятой школы тех лет. В этом большая заслуга завуча школы Фроянц Л.Д., которая была организатором всей методической работы, работала в контакте с учителями, учащимися, родителями. Суббота – день отрытых дверей для родителей, можно было прийти на любой урок. Большое внимание уделялось организации труда школьников, а также “Учению с увлечением”. Книга с таким названием была настольной книгой каждого учителя.
Проводились конференции старшеклассников по HOT, в которых принимали участие студенты и преподаватели ВУЗов. Старшеклассники, успевающие на отлично по разным предметам, рассказывали как им это удается. Врачи – как спланировать режим дня, правильно питаться. Студенты, выпускники школы, – на что обратить внимание при подготовке к экзаменам. Преподаватели ВУЗов обращали внимание на основное, помогали ориентироваться в мире информации. Результат – высокий процент поступления в ВУЗы.
Пионерская и комсомольская организации
Педагогический коллектив работал в содружестве с пионерской дружиной имени Героя Советского Союза Марии Владимировны Мелентевой. Вожатыми пионерской дружины в разное время были Паценко Т.Н., Малышева Т.И., Соколова Нина Николаевна, Сергеева Елена Егоровна, Сарафанова Екатерина Леонидовна. 7 раз дружине присваивалось звание Правофланговой. Традиционными были выезды Марии Мелентевой в поселке Пряжа, встречи с ее сестрами. В Пряже происходил торжественный прием октябрят в пионеры. Пионеры, октябрята и комсомольцы активно собирали металлолом и макулатуру. Когда в начале сентября 1961 года в Петрозаводске открылось троллейбусное движение, то один из троллейбусов единственного тогда первого маршрута ходил с табличкой, сообщавшей о том, что создан на средства, полученные от реализации металлолома, собранного учениками нашей школы. За счет средств от сбора макулатуры были напечатаны отдельные номера газет “Работница” и “Ленинская правда”. В одной из школ Муезерского района не было библиотеки, и ребята обратились за помощью к петрозаводским школьникам. Первыми откликнулись ученики нашей школы, собрали и послали в Муезерский район книги. Пионерский отряд восьмого класса участвовал во всесоюзном финале “Стартов надежд” в “Орленке” в 1979 году. Участие ребят в сборах отрядов и звеньев, работа в совете дружины многим ребятам помогла раскрыть организаторские способности, научиться общению, найти свое место в коллективе.
Шагают мальчики с отрядом
А ветер их галстуки рвет,
Командуя взглядом, с ребятами рядом
их старший вожатый идет.
Комсомольская организация школы являлась инициатором многих интересных дел. Ученики 70-х помнят ленинский зачет, аттестацию, трудовые десанты, лагеря труда и отдыха. Комсомольские собрания, военно-спортивные игры “Зарница” и “Орленок” запомнились многим, так как мальчишек готовили к службе в армии. Всю душу вкладывал в военно-патриотическое воспитание Иван Федулович Кузьменко, военный руководитель школы. В результате в 1974 году ученики нашей школы представляли Карелию на всесоюзном финале игры “Орленок”.
В конце 50-х годов был создан Ленинский зал – детище Фроянц Лии Дмитриевны. Материалы для экспозиции собирались и изготовлялись руками детей, многое привозили из поездок по Карелии. Ребята встречались с интересными людьми, участниками исторических событий, записывали их рассказы. Это были встречи с участником одного из съездов партии Спицыным, организаторов первой партийной организаци ОТЗ Дорошиным. Велась переписка с женой Феликса Дзержинского, испанской коммунисткой Долорес Ибарурри. В экспозиции были копии документов, присланные из музея В.И. Ленина в Тампере, из библиотеки Британского музея. Эта строго научная поисковая работа формировала у членов Ленинского зала понимание, что любой человек – участник исторического процесса. Первым председателем совета Ленинского зала была Мочалина Татьяна, Мартынова Елена. Результатом работы Ленинского зала стало участие в конференции на родине Ленина в Ульяновске.
КИД (клуб интернациональной дружбы)
Хорошо был известен в городе клуб интернациональной дружбы, в котором занималось до 40 ребят с 5-го по 10 класс. Ребята знакомились с жизнью молодёжи разных стран. Одним из видов работы КИД’а были поездки по стране, ребята побывали в Хатыне, Бресте, Минске, Волгограде, Таллине, Москве, Ленинграде. Возвращаясь из поездки, ребята рассказывали в классах о своих впечатлениях. КИД – это, действительно, клуб, где проводились конкурсы, викторины , встречи с гостями из других городов, республик, стран. Гостями КИД’а были студенты Ивановского педагогического института, рижане, туристы и члены делегаций из ГДР, один из первых пионеров Америки Гарри Айзаман, автор книги “Красные галстуки в стране доллара”.
У КИД’а были свои торжественные дни. 8 февраля – день юного героя-антифашиста. В этот день проводилась торжественная линейка в память погибших в войне с фашизмом. Праздник был для школы конкурс политической песни. Не могли не запомниться выступления Белоусова Константина, Романова Фёдора, Кочетова Дмитрия.
Секцию дружбы с ГДР возглавила Шатилло Тамара Михайловна. Велась активная переписка с детьми из других стран. Проводились и различные мероприятия на английском и немецком языках. В клубе царила теплая, дружеская атмосфера. В это время слово “президент” было на слуху у многих. Первый президент КИД’а – Варфоломеев Александр, потом – Кобзева Татьяна, Кочетов Дмитрий. Они объединяли вокруг себя ребят, пользовались заслужено их уважением. Увлечение работой в КИД’е дало свои результаты. Многие избрали профессию, связанную с иностранным языком: Исаева Марина, Загревская Светлана, Шарина Лидия и другие. Руководили этой работой очень увлеченные люди: в течении 13 лет – Сергеенко Людмила Александровна. А потом Бунова Татьяна Евгеньевна.
В школе работал кружок ракетчиков, который вел Зачёсов Алексей Дмитриевич, участник Великой Отечественной войны, летчик. В школе он вел уроки труда, обучал мальчиков вождению автомобиля. По традиции 1 сентября после объявления начала учебного года в школьном дворе взлетала ракета. Алексей Дмитриевич был кумиром для всех мальчиков 10 школы.
Ученики нашей школы работали в совхозе имени Зайцева, занимались посадкой леса, под руководством Андреевой Лидии Сергеевны.
Туристический клуб “Горизонт” возглавила Истомина Евгения Михайловна. Осенний и весенний турслеты, участие в городских соревнованиях по ориентированию. Эта традиция сохранилась и сейчас.
Как не вспомнить школьные театральные коллективы, возглавляемые Проккоевой Музой Николаевной и Барабанщиковой Татьяной Ефимовной. Они вместе с учениками поставили спектакли “Баня”, “Свои люди – сочтемся”, “Оптимистическая трагедия”. В школе был организован четырехголосный хор под руководством Капленко Софьи Иосифны. Участники хора выезжали в районы Республики Карелия, был свой вокально-инструментальный ансамбль, по воскресеньям работал клуб выходного дня.
Тесная дружба связывала коллектив средней школы №10 и слюдяной фабрики. Шло соревнование: цех-класс. В каждом цехе были оформлены показатели успеваемости подшефного класса. Классные собрания и пионерские сборы часто проводились на фабрике. Особым праздником были совместные слёты передовиков учебы и труда. Участников слёта приветствуют директор фабрики Тюроханов Ф.А. и директор школы Андерсон Г.А. Звучит торжественная контата в исполнении хора фабрики, выступают те, кем гордятся в школе и на фабрике. Учителя школы вели в цехах педагогический всеобуч, читали работницам фабрики лекции о воспитании детей.
Школа имеет много наград, но, наверное, главная награда, главное достижение школы – ее ученики. А выпускники помнят и любят свою школу. Вот, что говорит о нашей школе Александрова Ирина Евгеньевна, выпускница школы, а теперь учительница:
Я училась в 10-й школе с 1965 по 1975 год. В те годы наша школа была очень известной в городе. Помню, с какой гордостью мы сообщили своим знакомым, что учимся в 10 школе. Мы постоянно соперничали со школой №9, директором которой был Фрадков. Сколько было гордости, когда в 1972 году мы заняли первое место в городских соревнованиях в игре “Орленок”. Директора школ №19 и №9 были очень известными в городе людьми, часто наши школы называли школой Андерсон и школой Фрадкова.
Нашим классным руководителем была Проккуева Муза Николаевна, нам завидовали все ребята, так как наш учитель был самым интересным человеком в школе. Она вела прекрасные уроки литературы, проводила замечательные вечера, ходила с нами в походы, и всегда нам с ней было интересно и удивительно хорошо. До сих пор (более 20 лет) каждый год мы встречаемся у Музы Николаевны в день ее рождения.
К 40-летию школы мы начали восстанавливать историю школы, под руководством Г.А. Андерсон собирается документальный материал, фотографии. Созданы стенды по истории школы. Предстоит большая работа впереди. Каждый раздел этого сообщения может стать темой для отдельного реферата. Здесь скорее намечен план будущей поисковой работы, общий разбор основных тем.
Вехи развития современной школы
1990 год – школа вошла в творческое объединение школ Республики Карелия, работающих по теме “Духовная культура школы” под руководством профессора Щурковой Н.Е.
В 1997 году был заключен договор о взаимном сотрудничестве Петрозаводского Государственного университета и школы. На протяжении всего времени совместной работы проводятся ежегодные встречи администраций школы и ВУЗа с целью корректировки планов. В 2004 году школа включена в университетский комплекс, в который вошли 9 образовательных учреждений Республики Карелия, в том числе университетский лицей, гимназии №30 и №37 города Петрозаводска, школа №1, комплекс села Коткозеро, гимназии города Костомукши, школа №1 города Олонца, Шуйская и Эссойльская школы.
Сложились основные направления взаимного сотрудничества университета и школы:
- исследовательская деятельность учащихся под руководством преподавателей ПетрГУ;
- планирование, организация и проведение спецкурсов и факультативов по предметам гуманитарного цикла;
- деятельность лектория по проблемам Отечественной истории;
- организация, разработка программ и внедрение в учебный процесс предмета “Историческое краеведение”;
- создание и деятельность научных обществ учащихся по предметам гуманитарного и естественно-научного циклам;
- работа ученических и учительских научно-практических конференций;
- использование ИКТ в учебно-воспитательной работе;
- использование практики участия преподавателей университета в школьных экзаменационных комиссиях;
- организация педагогической практики студентов университета.
Под руководством преподавателей университета значительно повысилось качество научно-исследовательской деятельности учащихся школы. Итогом этой работы стала ежегодная научно-практическая конференция старшеклассников “Пушкинские чтения”.
1998 год – лауреат Международного конкурса “Красивая школа – школа 21 века”.
1999 год – лауреат Всероссийского конкурса “Школа года”.
2000 год
- постановлением Главы самоуправления города Петрозаводска школе, как победителю республиканского конкурса, присвоено имя А.С. Пушкина
- лауреат республиканского фестиваля – конкурса “Образование 2000”
- присвоен статус “Школа с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля”
2001 год – диплом 3 степени первого Всероссийского конкурса воспитательных учреждений в номинации “средняя школа”.
С 2001 года в школе ведется спецкурс “Основы исследовательской деятельности”, руководит которым в настоящее время преподаватель университета Филлимончик С.Н., кандидат исторических наук, автор учебника по истории Петрозаводска. В какой то мере благодаря этому факту учащиеся нашей школы становятся призерами Городского конкурса исследовательских работ старшеклассников “Шаг в будущее”, Всероссийских и международных конкурсов молодых исследователей. Их работы опубликованы в сборниках конференций. Именно благодаря научному руководству Мальчуковой Татьяны Георгиевны, профессора ПетрГУ, одиннадцатиклассница Лиски Анна в сотрудничестве с учителем Уколовой М.Г., заняла 1 место в Российском конкурсе “Пифия-П”, “Пифийские соревнования”, объявленного Европейском культурным центром в Дельфах, награждение прошло в Греции.
2002 год
- дипломант городского фестиваля искусств педагогических коллективов, посвященных 300-летию города Петрозаводска
- родительскому и педагогическому коллективам школы объявлена благодарность Главой самоуправления города Петрозаводска за воспитание выпускников, достигших блистательных успехов в учебной, научной и творческой деятельности, высоких спортивных результатов
2002-2003 годы – дипломант городского фестиваля школьных театров “Театральные ладушки”.
2003 год – лауреат Всероссийского конкурса школьных печатных изданий, выходит газета “Школьные вести”.
2003 год – педагогический коллектив получил благодарственное письмо администрации города Петрозаводска, Комитета по образованию, культуре, делам молодежи, молодой семьи, физкультуры и спорта за добросовестный труд, внимание и чуткость к учащимся, умение привить интерес к учению и труду.
В 2003 году по математики и в 2004 году по русскому языку все выпуски нашей школы успешно справились с ЕГЭ (100%). Вошли по городу в первую десятку школ.
В декабре 2004 года школа прошла аттестацию и подтвердила свой статус школы с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля.
В настоящее время – начальная школа – это базовая площадка для учителей города и республики, студентов педагогических колледжей №1 и №2.
Основная и средняя школа – это база для повышения квалификации учителей истории, филологов, физики, информатики.
На базе школы не первый год работает творческая лаборатория для учителей по использованию ИКТ, которая переросла в лабораторию для учителей ПОО “Центр”.
Современная школа, ее педагогический, ученический и родительский коллективы, стремятся приумножить славу и достижения “десяточки”!