Yandex Яндекс.Метрика  

Республика Карелия
г. Петрозаводск, ул. Анохина 37а
телефон: +7 (814-2) 78-33-85

Андерсон Галина Александровна

Андерсон Галина Александровна (01.04.1924 г., Петрозаводск – 20.01.2005 г., Петрозаводск), учитель методист, деятель системы народного образования.
После окончания школы (1940) поступила в Петрозаводский учительский институт на физико-математический факультет. В 1941 г. была эвакуирована в Вологодскую область. В 1942 г. работала военруком, преподавателем физики и пионервожатой в Бубровской средней школе Белозерского района, поступила в Вологодский педагогический институт. С 1945 г. инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ЛКСМ КФССР. Работала в школах Петрозаводска. С 1954 г. завуч и преподаватель физики в 10 средней школе, с 1961 по 1981 г. – директор. Читала лекции в Институте усовершенствования учителей. Занималась стрелковым спортом, участвовала во всесоюзных и республиканских соревнованиях, чемпион Карелии среди женщин (1949 г.). Заслуженный учитель школы КАССР (1959 г.) и РФ (1966 г.). Награждена многими медалями. В 2000 г. первой среди учителей РК присвоено звание «Народный учитель школы РК».
Савченко, И. В. Андерсон Галина Александровна / И. В. Савченко //
Карелия : энциклопедия. В 3 т. -Т. 1. А – Й. – Петрозаводск, 2007. – С. 125.

Дом над обрывом
1 апреля 2014 10:00 Валентина Акуленко https://gazeta-licey.ru/educ/teacher/19527-dom-nad-obryivom
Когда прохожу мимо знакомого с детства здания школы номер 10 на улице Анохина (теперь средняя школа имени А.С. Пушкина с углубленным изучением гуманитарных предметов), то всякий раз на минуту-другую останавливаюсь перед Памятной доской на фасаде. За лаконичной надписью «В этой школе с 1961 по 1981 годы работала директором Народный учитель, Почетный гражданин Республики Карелия Андерсон Галина Александровна» сокрыта уникальная, богатая на события судьба, неразрывно связанная с историей и Петрозаводска, и страны.
Несколько лет, с пятого по восьмой класс, я училась в этой школе. Директор Галина Александровна вела физику, в том числе и в нашем классе. Но больше, чем законы физики, с которыми она нас знакомила, запомнилась она сама – высокая, стройная, подтянутая, с аккуратно уложенными русыми волосами на красивой голове. Запомнилось её лицо с внимательными лучистыми серо-голубыми глазами. Эти глаза бывали и по-директорски строгими, но чаще выражали материнское участие, желание оградить нас от каких бы то ни было неприятностей.
Выйдя на пенсию «неугомонная Андерсон», как она в шутку себя называла, возглавила совет ветеранов-учителей, и … с головой ушла в поиски семейной родословной, которая, как оказалось, тесно связана с историей Онежского (в прошлом Александровского пушечно-литейного) завода. Однажды Галина Александровна пришла в редакцию республиканской газеты «Северный курьер» с заметками для публикации. С конца восьмидесятых я заведовала в газете отделом писем и работой с внештатными авторами. Так мы встретились снова. Моя учительница физики стала одним из активных авторов нашей газеты.
Девять лет, как трагически погибла Галина Александровна Андерсон. А все не верится, что её, такой знакомой-презнакомой, деятельной, неунывающей, приветливо улыбающейся, уже нет на Земле.
Знакомый до каждой нотки негромкий, бархатный голос учительницы сохранился у меня в диктофонной записи. Однажды я попросила Галину Александровну рассказать о доме, в котором она выросла. О небольшом деревянном доме над обрывом, почти напротив моста через речку Неглинка, соединяющего Первомайский проспект с центром Петрозаводска. Тот старый дом давно уже снесен.
Заслуженного учителя Карелии и России, бывшего директора школы Андерсон и сегодня в Петрозаводске многие прекрасно помнят. Но мало кому известно, что эта ясноглазая, стройная женщина в 15 лет стала абсолютной чемпионкой Карелии по стрельбе, что в 1939-1940 годах она победила на стрелковых соревнованиях в Москве, став чемпионкой РСФСР. Судьба Галины Андерсон (до замужества Москалевой) близка к идеалу человека советской эпохи.
Есть чем дорожить. И есть что вспомнить об одноэтажном, утопающем в зелени родовом гнезде, десятки лет простоявшем над обрывом, под которым и до сих пор еще бежит речка Неглинка, хотя и не такая чистая и полноводная, как в дни юности Гали Москалевой и её ровесников.
Рассказывала она неторопливо (запись примерно 2001 года). И так как-то уютно, что хотелось слушать и слушать:
– Дом наш, который уже больше десяти лет, как снесен, строился в 1923 году. В Петрозаводске немало тех, кто помнит его гостеприимство. Полвека моей жизни прошли в теплых стенах, среди высоких сосен над обрывом. Впадину внизу с быстротекущей в низине рекой Неглинкой считают следом огромного древнего ледника, некогда оставившего здесь свой столь глубокий след. Наверное, так и было. Поросшая соснами и другими деревьями впадина выглядит загадочно и живописно. А зимой какие здесь горки были! На лыжи – и вниз! Наша небольшая улица наверху, над этой впадиной, называлась Северной.
Теперь по одну сторону обрыва высится здание Школы искусств, по другую – новые современные корпуса. Наш бревенчатый дом выглядел бы игрушечным на этом фоне. Но в детстве он казался просторным и надежным. Таким и был.
В первые годы советской власти поощрялось частное строительство, государство предоставляло для этих целей ссуду. Папа, Александр Васильевич Москалев, был инвалидом, поэтому жилье нам строили по договоренности отличные мастера своего дела. Родители называли их известные в Петрозаводске фамилии. Запомнилась только одна – Куриков…
Дом получился удивительно ладный, с виду небольшой, но вместительный: несколько комнат с круглыми печами, кухня с русской печкой. Для семьи из шести человек места было достаточно.
Вечерами у жарко натопленной печки-голландки мама, Зинаида Николаевна, бывшая учительница, читала нам книги или рассказывала, как жили в старину. Мы очень любили эти часы. А всем нам четверым (двум братьям и двум сестрам) в зрелые годы нравилось вспоминать, как мама слушала свою любимую радиопередачу «Встреча с песней» Виктора Татарского. Пока шла передача, никто не осмеливался потревожить маму, старались ходить тихо и говорить шепотом.
В пору нашего детства новогодние праздники с елкой официально не проводились. Даже в домах елку украшали тайно, за плотно занавешенными окнами. Мы же всегда отмечали Новый год весело. Не слишком заботились о мерах предосторожности. Возможно, потому, что жили на отшибе. Зажигали на елке свечи, украшали красивыми игрушками.
И после войны, и позднее, до тех пор, пока стоял наш дом, Новый год родственники старались встретить у нас. Неизменными оставались мамины пироги, самовар и выход «под спичку». Так называлась знаменитая на весь Петрозаводск горка на улице Вольной. Когда-то в конце этой улицы находилась спичечная фабрика.
В 40-м году бурю восторгов вызвал мой новогодний сюрприз – новенький патефон, которым меня премировали за хорошие результаты в стрелковых соревнованиях на спартакиаде в Москве. Стрелять из винтовки я научилась еще школьницей.
«Патефонный» период жизни нашего дома был, наверное, самым романтическим и самым коротким. Скоро началась война.
Не веря близкой беде, эвакуации, разлуке, лишениям, мы с наслаждением слушали патефонные пластинки с оперой «Евгений Онегин», с романсами в исполнении Козина, Лемешева, Лещенко, Шульженко… Под патефон учились танцевать вальсы, танго, фокстроты. Мальчики приглашали девочек. Сердце громко и радостно стучало от мечтаний.
Г.А. Андерсон – учитель, директор, человек…..(Е. И. Клинова- учитель истории МОУ «Средняя школа № 10 имени А.С. Пушкина)
Что заставляет нас вновь и вновь обращаться к делам давно минувших дней? Ведь история уже состоялась, состоялась раз и навсегда. Безвозвратны, как это ни больно признать, надежды, стремления, обретения разочарования, постижения и драмы навсегда ушедших поколений.
Г.А. Андерсон – учитель, директор, человек…..
Рассказывать об этом человеке и легко (так как она в памяти и воспоминаниях многих людей, была заметным человеком в городе и республике, сама о себе говорила, представляясь «Эта – неугомонная Андерсон») и трудно, т.к. светлая память о Галине Александровне в сердцах многих людей и для каждого знавшего ее, она особенная неповторимая, своя Андерсон!
Неумолимо течет время, уходят из жизни люди, но нельзя допустить, чтобы с их уходом канули в небытие прожитые ими судьбы. Жизнь каждого человека это не просто личная жизнь, это целый срез времени и всех тех событий, через которые прошла страна в целом.
Галина Александровна говорила о школе: «Школа это моя жизнь, и я не разу не пожалела, что выбрала эту профессию, самую интересную и нужную». У Галины Александровны был и свой девиз (стихи Тайсто Сумманена):
«Добыть огонь, должно быть каждый мог,
Но человек свое прославил имя
Не тем, что для себя очаг зажег
А поделился пламенем с другим!»
Г.А.Андерсон родилась 1 апреля 1924года в г. Петрозаводске в большой и дружной семье, училась в 1 средней школе, затем на физико-математическом факультете Петрозаводского учительского института. С 1954 года трудовая биография Г.А связана с педагогической деятельностью в 10 школе, сначала учителем математики, затем завучем и директором. Галина Александровна возглавляла школу в течение 20 лет, за свой труд награждена: медалью Н.К.Крупской,
• Орденом Октябрьской революции.
Имела звания:
• Заслуженного учителя КАССР
• заслуженного учителя РСФСР,
• Народного учителя республики Карелия.
Галиной Александровной гордятся 2674 выпускника,43 выпусков 10 средней школы. Ее знали тысячи людей. Одни будут долго помнить как умного,
честного и талантливого педагога, другие как интелегентного, ответственного, энергичного человека, всегда занятого общественными делами! Трудовой стаж Галины Александровны свыше 40 лет…
Галина Александровна всегда с радостью любила рассказывать о своей работе. Вот отрывок из ее интервью:
«Все же были в жизни моменты, когда вы испытали разочарование, возможно, не хотели идти в школу?
Одна из учениц моего класса была дочерью известного в городе человека, который очень помогал школе, и был частым гостем в классе, прекрасно рассказывал, проводил с ребятами интересные беседы. А дочка его из-за своего своенравного характера экзамен провалила – просто ушла. В те времена пересдавать экзамен можно было только осенью, а я решила, что девочка должна окончить школу в срок, поэтому второй экзамен мы провели на следующий день. Тогда это было огромным нарушением школьной дисциплины – в министерстве узнали, и нам устроили настоящую выволочку. Конечно, я всю вину взяла на себя, поэтому больше всех досталось мне. Вот тогда был такой момент, но прошло время, и все забылось. – Все свое время и внимание учителя отдают школе и ученикам, поэтому собственным детям родительского внимания не всегда хватает. Вы не исключение из общего числа? К сожалению, нет. У меня двое детей – сын и дочь. Мое постоянное отсутствие дома компенсировала моя мама. Мы жили в деревянном доме, и все заботы: дрова, печь, огород – ложились на плечи мамы и мужа. Мне всегда везло с семьей: мой муж – дирижер военного оркестра, с пониманием и терпением относился к моей занятости. Когда я поздно вечером приходила из школы, он шутил: «Ну, что, уложила сторожа спать?», а рано утром: «Ну, иди, буди!». – Галина, Александровна, хороший учитель не только учит детей, но и сам учится всю жизнь. Я училась всю свою жизнь и особенно активно, когда работала в школе. Я долгое время руководила «Школой передового опыта» – ко мне на уроки приходили молодые учителя, с которыми мы разрабатывали новые темы, методики, материалы. Писала статьи в журнал «Физика в школе» и «Учительскую газету», выпустила книжку «В школе передового опыта», принимала участие во Всероссийских педагогических чтениях Академии наук РСФСР и единственная из учителей по физике получила диплом III степени. Помимо этого я всегда совершенствовала свою работу как завуча и директора, интересовалась опытом работы школ России, изучала вопросы управления школы. Отдельные аспекты этих тем я разрабатывала в виде статей, брошюр. Все это было для меня интересным и важным»
К 50- летию школы Галина Александровна подготовила сборник истории школы. В предисловии она написала: «Работая над страницами истории школы, я как бы заново пережила эти 50 лет. Эту работу, выполненную к юбилею школы в короткий срок (не более полугода) считаю «черновой» хотелось бы рекомендовать заинтересованным людям отредактировать текст, дополнить историю школы! В ходе работы над книгой, я осваивала компьютер (ей было 80 лет), поэтому прошу не судить строго!»
После трагической гибели, ее работу заканчивали и оформляли близкие ей люди! В этом сборнике Г.А.Андерсон раскрывает страницы жизни сначала 1 женской школы, где работало 45 преподавателей (список размещен на первой из страниц ее мемуаров), затем школы работающей молодежи №5, увлекательно рассказывает Галина Александровна о переезде школы с ул. Северная, в новое здание на улицу Анохина.
В истории «школы Андерсон», а именно так в эти годы называли школу. Галина Александровна подробно рассказывает о деятельности комсомольской, пионерской организаций, о работе клуба интернациональной дружбы и туристического клуба «Горизонт»! Есть главы, посвященные внеклассной работе, художественной самодеятельности, спортивной жизни школы. Описывая историю школы, Галина Александровна упоминает около 500 фамилий и имен людей, так или иначе связанных с жизнью школы, в разные исторические промежутки времени.
А находясь на ЗАСЛУЖЕННОМ отдыхе она:
• Оказывала посильную помощь ветеранам педагогического труда.
• Участвовала во всевозможных конкурсах
• Собирала архив школы
• Была в числе организаторов многих школьных мероприятий
Галина Александровна кропотливо составляла генеалогическое древо своего не столь уж древнего, но обширного рода.
Она много времени проводила в архивах, библиотеках, переписывалась с друзьями и родственниками семьи. И получила результат, которым можно гордиться: восстановлена родословная, а это ни много, ни мало пять поколений, более ста человек.
Сколько было сказано и написано о загадочной русской душе, своеобразии русского характера, об особенностях поведения, мышления русских людей. Для одних Россия была загадочным сфинксом, для других – чудовищным монстром, но и те и другие стремились понять, что же представляет собой русский феномен.
Жизнь Галины Александровны оптимистическое отношение к ней, стремление больше отдать, чем получить – яркий пример представителей XX века, причем лучшей его части!