Структура и органы управления
Структура управления образовательного учреждения
Управление учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью.
Формами самоуправления школы являются: совет школы, педагогический совет, методический совет, общее собрание трудового коллектива, общешкольный родительский совет, совет обучающихся. В Уставе школы четко определены полномочия различных органов самоуправления школой. Администрация представлена руководителем школы – директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением.
Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения основных прав всех участников образовательного процесса. Администрация учреждения в лице директора и заместителей прошла соответствующую аттестацию по должности руководителей учреждения образования, курсовую подготовку и имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда.
Родительский совет – Мендюкова Светлана Владимировна
Совет школы – Малафеева Надежда Сергеевна
Председатель профсоюзного комитета – Артемьева Наталья Викторовна
Совет обучающихся – Халимпиев Иван(11б класс)
Методический совет – Кукелева Ирина Анатольевна
МО классных руководителей – Шараускене Ольга Ивановна
МО учителей математики и информатики – Высокозерская Ирина Анатольевна
МО учителей филологии – Шильникова Светлана Анатольевна
МО учителей начальной школы – Степаненко Надежда Николаевна
МО учителей истории и обществознания – Клинова Елена Ивановна
МО учителей естественно-научного цикла – Нарута Анна Сергеевна
МО учителей иностранных языков – Мишукова Татьяна Леонидовна
МО учителей художественно-эстетического цикла – Тропникова Анна Александровна
МО учителей физкультуры – Тибурева Наталья Валерьевна
Коллегиальные органы управления
- Совет школы является коллегиальным органом самоуправления учреждения. Призван содействовать школе в организации образовательного процесса, социальной защите обучающихся, обеспечении единых требований к обучающимся, организации досуга, спортивно-оздоровительной, культурно-просветительской работы, педагогического всеобуча родителей (законных представителей).
- Педагогический совет – форма самоуправления педагогического коллектива учреждения, созываемый по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. В состав педагогического совета входят все педагогические работники учреждения. Решает вопросы, касающиеся осуществления образовательного процесса в учреждении. Рассматривает вопросы, связанные с профессиональной деятельностью педагогических работников учреждения. Определяет основные направления педагогической деятельности учреждения.
- Методический совет является коллегиальным органом самоуправления учреждения, создаваемым в целях научно-методического обеспечения образовательного, инновационного процессов, создания оптимальных организационно-педагогических условий для педагогически ценных инициатив, анализа и коррекции процесса развития учреждения.
- Общее собрание трудового коллектива регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками.
- Общешкольный родительский совет оказывает помощь школе в учебно-воспитательной работе, пропаганде педагогических знаний среди родителей, осуществляет связь и взаимодействие между учителями и родителями, школой и семьей.
- Совет обучающихся осуществляет деятельность по всем направлениям воспитательной работы в школе, помогает в проведении внеклассных и общественных мероприятий, способствует организации учебно-воспитательного процесса.
Управленческая система органов управления
Учреждение возглавляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор), назначаемый на эту должность Главой Петрозаводского городского округа. Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее уставом и законодательством Российской Федерации. Определяет структуру управления школой, должностные обязанности работников. Координирует деятельность всех подчиненных структур и их руководителей. Директор школы обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.
Формы координации:
- Педагогический совет (анализ работы, диагностика, корректировка результатов, решение, выполнение решений)
- Административный совет
- Совещание при директоре
- Планы работы (годовой, на неделю всех подструктур, ВШК)
- Приказы и распоряжения органов управления.
Организационная структура управления
Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления.
Первый уровень – директор как главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство школой и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления:
- Совет школы
- Педагогический совет
- Общее собрание трудового коллектива
- Общешкольный родительский совет
- Общее собрание (конференция) обучающихся
Второй уровень – заместители директора школы по УВР, безопасности, АХР, педагоги-организаторы внеклассной работы, социальный педагог, психолог, логопед, педагог-организатор ОБЖ, библиотекарь и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации: методический совет, аттестационная комиссия, совет содействия реализации прав учащихся, совет профилактики, психолого- медико-педагогический консилиум, комиссия по доплатам и надбавкам. Через этих членов школьной администрации директор осуществляет опосредованное руководство школьной системой.
Третий уровень – классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, руководители школьных методических объединений и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют и развивают деловые качества учащихся.
Четвертый уровень – учащиеся, органы ученического самоуправления в классах. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.
Функциональные обязанности каждого члена администрации четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность.
Есть все основания утверждать, что в школе сложилась управленческая команда с высоким уровнем профессионализма, владеющая вариативными технологиями управленческой деятельности, довольно эффективно сотрудничающая с учащимися, родителями, работниками школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивающих режим функционирования и развития школы.
С целью осуществления связей в структуре управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает наиболее актуальные проблемы, методический совет (второй уровень) рассматривает реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем, а методические объединения (третий уровень) – конкретизируют решение этих проблем в преподавании учебных предметов.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления:
- Учебно-воспитательный процесс:
- контроль за выполнением рабочих программ
- контроль за выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования
- контроль за реализацией права учащихся на получение образования
- контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся
- контроль за внеклассной работой по предметам
- контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе
- Педагогические кадры:
- контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов
- контроль за работой методических объединений
- контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений
- контроль за самообразованием учителей
- контроль за состоянием методической работы
- контроль за повышением квалификации учителей
Управление педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть, прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого решения.