7-9 ноября в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности, организованный по инициативе ректора Московского университета академика В.А. Садовничего при поддержке Общества русской словесности.
Республику Карелию на Всероссийском съезде учителей русской словесности представили Бондарь О.Б. и Шараускене О.И (председатель Карельской региональной общественной организации «Союз Пушкинских школ»)., учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 10 имени А.С. Пушкина», Минеева И.Н, учитель МОУ «Ломоносовская гимназия», и председатель Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Рой И.М. – учитель МОУ «Державинский лицей».
Съезд, объединивший более 800 делегатов из 73 субъектов Российской Федерации, Беларуси, Казахстана, Румынии и Китая, стал представительной дискуссионной площадкой для профессионального обсуждения состояния иперспектив развития школьного филологического образования, проблем подготовки педагогических кадров для инновационной экономики и стратегий формирования широкого культурно-исторического кругозора подрастающего поколения.
Пленарное заседание Съезда открыл ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий. Его вступительный доклад был посвящен высокой общественной миссии учителя русской словесности и выдающейся роли Московского университета в формировании, поддержании и развитии отечественной филологической традиции, представленной великими именами его создателя М.В. Ломоносова и вышедших из его стен всемирно известных ученых, деятелей культуры и образования, писателей и поэтов.
Председатель Общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове, обращенном к участникам Съезда, подчеркнул значимость языка как системы передачи ценностей и традиций от поколения к поколению и отметил, что от результатов трудов учителей русской словесности во многом зависит будущее страны. Патриарх предложил учредить премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия.
Научная программа Съезда включала работу пяти круглых столов и семи секций, на которых было заслушан и обсужден 141 доклад по широкому кругу проблем, связанных ссохранением и развитием отечественных традиций педагогического образования, определением роли классических университетов в подготовке учителей словесности, совершенствованием школьных учебников и форм аттестации по русскому языку и литературе, организацией электронного обучения, психолого-педагогическими аспектами работы с одаренными детьми, преподаванием русского языка и литературы в поликультурной среде, статусом предметной области «русский язык и литература» в междисциплинарном пространстве современной школы. К обсуждению были также предложены актуальные для филологической общественности вопросы формирования читательской культуры и нравственно-патриотического воспитания современных школьников. Делегаты съезда говорили о профессиональном портрете современного учителя, о значимости сообществ учителей словесности для профессиональной деятельности педагога-словесника, о роли и месте музеев и библиотек в школьной образовательной среде.